В Энгельсском центре "Семья" сенсорная комната стала одним из самых эффективных средств психологической поддержки детей. В этом году она дополнена новым оборудованием. В чем польза такой комнаты и как она поможет детям в развитии?
Об этом мы поговорим в нашей статье.
Сенсорное развитие играет огромную роль в психологическом и социальном развитии ребенка. Его ощущения – это "пища" нервной системы, они помогают формировать ему представления о мире. Мозг нуждается в постоянном поступлении сенсорной информации, чтобы нормально развиваться и работать. В этом многим родителям поможет сенсорная комната, ее еще называют комнатой релаксации, либо комнатой психологической разгрузки. В данной комнате особо организована окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами, которые воздействуют на органы чувств человека.
Сенсорная комната может использоваться не только с целью оказания успокаивающего и расслабляющего действия, но и для достижения тонизирующего и стимулирующего эффекта. Секрет заключается в сочетании разных стимулов. К ним относятся: свет и цвет, звуки (музыка), запахи, а также тактильные ощущения.
В настоящее время сенсорные комнаты используются в самых разных учреждениях: школах, детских садах, интернатах, больницах, родильных домах, санаториях, а также в качестве комнат отдыха различными фирмами и компаниями, психологами.
В Энгельсском центре "Семья" сенсорная комната организована с 2007 года и за это время стала одним из самых эффективных средств психологической поддержки детей. Развитие данных направлений работы в учреждениях социальной помощи семье и детям проходит благодаря Фонду поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Так, в этом году в рамках реализации комплекса мер по развитию эффективных практик социального сопровождения семей с детьми, нуждающихся в социальной помощи в Саратовской области, комната дополнена новым сенсорным оборудованием. К тому же была разработана программа "Семейный родник", направленная на оказание психологической помощи родителям, воспитывающих детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, коррекцию их эмоционально-волевой сферы, обучение приемам саморегуляции психического состояния.
Обычно занятия в сенсорной комнате составляют не более 45 минут. Занятия могут проводиться как небольшими группами 2-4 человека, так и индивидуально. Во время занятия в сенсорной комнате человек может быть наедине с собой или вместе со специалистом-психологом. Обычно для психосоматических расстройств достаточно воздействия только стимулов сенсорной комнаты, а для коррекции развития и лечения, к примеру, различных эмоциональных, адаптационных расстройств необходима дополнительная помощь специалиста-психолога. Ограничений по возрасту нет. В домашних условиях можно создать атмосферу, близкую к той, которая есть в сенсорной комнате.
В процессе занятий дети познают мир, самих себя, учатся быть активными, уверенными, раскрепощёнными, внимательными и действительно счастливыми. И огромный дом – мозг получает всё необходимое, все "кирпичики" для строительства одного, очень важного этажа, без которого просто невозможно дальнейшее полноценное усвоение новых знаний об этой интересной жизни! Взрослые в свою очередь обучаются приемам саморелаксации, саморегуляции и владения собой.
Автор статьи - педагог-психолог ГАУ СО "Энгельсский центр "Семья" Елена Кулакова