Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных культур. Приобщая детей к культуре своего народа и национальностей, проживающих рядом, мы формируем у них представление о себе и других как о личности.
Формирование культуры межнационального общения и межэтнической толерантности начинается с семьи. В семье ребенок получает первые представления о родном языке, родной культуре, традициях и обычаях своего народа. От родителей он узнает о существовании других народов, отличающихся от его собственного по языку и культуре. В семье ребенок получает первые модели отношений между представителями различных наций.
Результаты многих исследований показывают, что социальные проблемы не позволяют родителям уделять достаточно внимания формированию мировоззрения детей, воспитанию нравственности, толерантной культуры. Атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми, существенно влияет на формирование толерантности у ребенка. Родители, которые демонстрируют толерантность в своей повседневной жизни, посылают мощный сигнал ребенку. В результате их дети учатся ценить различия.
Восполнить пробел в формировании толерантности у детей поможет приобщение детей к культуре разных народов. Это ознакомление с национальными игрушками и играми, национальными праздниками и развлечениями, национальной литературой, фольклором.
Например, национальная кукла. Она служит средством эмоционального воздействия на детей. Игры с национальной куклой воспитывают у детей чувство заботы. Это проявляется в их мимике, речи и поведении во время игр. Она оказывается наделенной определенными чертами характера. Обычно особую симпатию дети питают к тем куклам, о которых много знают. При знакомстве с куклой у детей возникает много вопросов: почему она так одета? Из какой республики она прибыла? Как там живут люди? На каком языке они говорят?
Большое влияние на толерантное воспитание детей оказывают произведения искусства - картины, иллюстрации. При рассмотрении иллюстраций у детей обостряется внимание и наблюдательность, расширяется круг интересов, пробуждается творческая активность. Выразительная иллюстрация помогает понять поступки героев, вызывает интерес у детей, стремление познать другие культуры. Эффективным средством формирования межэтнической толерантности у детей дошкольного возраста являются сказки, которые знакомят детей не только с фольклором, но и дают представления о добре и зле, в какой-то степени, соотносимые с мировоззрением этносов.
Основной задачей воспитания становится привитие нравственных норм поведения, уважения к окружающим людям, доброжелательности, вежливости. На этом этапе можно предложить вспомнить, когда и в какой ситуации они поступали правильно, неправильно. Обсудить с детьми - почему это происходило, и как можно было поступить по-другому, как бы они поступили сейчас. Важно, чтобы дети понимали, что от поведения каждого из них зависит многое.
Детям необходимо показать пути противостояния насилию, жестокости, несправедливости, как и в какой форме можно не допустить этого. Встать на чью-либо сторону, защитить интересы не только свои, если возникает такая необходимость.
Важно помнить, что толерантность не означает терпимость неприемлемого поведения. Это означает, что каждый заслуживает уважительного отношения и должен в свою очередь так же уважительно относиться к другим. В первую очередь научите ребенка хорошо относиться к себе. Дети, которые плохо относятся к себе и к другим будут не терпимы.
Отмечая и восхваляя отличия других, не значит, что стоит отказываться от собственного наследия и культуры. Каждая семья может иметь свои давние культурные и религиозные традиции, которые являются поводом для гордости. Уважать и ценить традиции других нужно продолжая уважать и ценить свои собственные.
Автор статьи - Нина Субботина, заведующая отделением срочного социального обслуживания
ГАУ СО "Энгельсский центр "Семья"