Еще недавно вы умилялись лепету малыша, записывали забавно исковерканные слова в тетрадку, цитировали их родным. А теперь обеспокоены: почему ребенок не проговаривает отдельные буквы или заменяет их другими звуками. Как в этом могут помочь родители?
Правильно оформленная, грамотная речь показывает уровень культуры человека и его интеллекта. Речь это один из важнейших видов деятельности, она реализует мышление, выполняет функции общения, сообщения, а так же воздействия на людей. Хороший уровень развития речи ребенка позволит ему дать развернутый ответ на вопрос, грамотно донести свои суждения, а также воспринимать и воспроизводить текстовые учебные материалы.
Но если у ребенка присутствуют те или иные речевые нарушения? Причиной неправильного произношения звуков может быть несовершенство артикуляционного аппарата. Всем известно, что для того чтобы мышцы рук были крепкими, а ноги быстро бегали - нужно их тренировать. Так и с органами артикуляции - нужно тренировать: гортань, губы, язык, челюсть, щеки. И, так же как и физические тренировки, артикуляционную гимнастику необходимо проводить регулярно, а лучше - ежедневно. А поскольку самый подвижный и самый "рабочий" орган - это язык, то и гимнастику с ребенком удобнее называть "зарядка для язычка".
Таким образом, правильное произношение звуков обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Предлагаем вам основные рекомендации для организации и проведения артикуляционной гимнастики:
1. Старайтесь проводить артикуляционную гимнастику ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут.
2. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
3. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
4. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
5. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
6. Надо следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
7. Для того чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, можно намазать ее вареньем, шоколадом или чем-то еще, что любит ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений желательно творчески.
Заниматься артикуляционной гимнастикой можно самостоятельно, однако необходимо периодически проходить осмотр у логопеда. Оценить развитие речи у ребенка и определить, насколько оно соответствует возрасту, может только специалист. Исходя из индивидуальных особенностей ребенка, логопед назначит необходимый набор артикуляционных приемов и продемонстрирует его на собственном примере.
Автор статьи - логопед ГАУ СО "Энгельсский центр "Семья" Светлана Гизатуллина