Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Общественно-политическая газета Энгельсского муниципального района

413100, г.Энгельс Саратовской обл., пер. Зеленый, д. 20.
телефон: 8 (8453) 75-32-81
e-mail: nashe.slovo2013@yandex.ru

История народного успеха

В пору тотального дефицита хорошая обувь доставалась с трудом и носилась предельно аккуратно. Ремонт был обязательной процедурой, продлевающей жизнь любой обувке от детских сандаликов до модельных туфель.

Сапожных мастерских в Энгельсе тогда было немного, и в каждой работали по несколько человек. В одной из них работал мастер своего дела, которого посетители прозвали по-простому и по-свойски - дядя Коля.

Признаюсь, собеседника я выбрала не случайного. Просто другого хорошего сапожника в городе и не знаю, а к дяде Коле как-то довелось обратиться.

Предыстория такова: когда-то давным-давно купила я очень симпатичные кожаные полусапожки. Цвет перезревшей вишни, мягонькие, носы по моде того времени – узкие и длинные. Купить купила, а носить не смогла. Так, пару раз надела. Из-за носов. При ходьбе они задирались, как в туфлях Хоттабыча, и цеплялись за неровности, того и гляди – упадешь. В общем, сапожки завалялись в кладовке.

Года три назад выбирала в магазине обувь. Нашла туфли, во всем подходящие, одно только – узковаты. Купить хочется, нравятся, но, боязно. Продавец говорит, а вы на рынок к сапожнику дяде Коле с ними сходите, сделает, как вам надо.

И правда, оставила сапожнику туфельки, назавтра или через пару дней пришла – все в порядке. Тут же и надела. Заодно спросила, возможно, ли что-то сделать с длинными носами у сапог.

- Приносите, посмотрим, - улыбнулся сапожник.

Принесла. А через несколько дней получила нормальные сапожки. И не скажешь, что было как-то по-другому. Быстро, красиво, качественно сделал.

Запомнилось многое: приветливый мастер, разговорчивый и, что удивило, добрый, добрый. А потому в очередной раз, обратившись по поводу ремонта обуви к дяде Коле, поговорила, что называется, с ним по душам, поинтересовалась, как ему работается, как вообще люди становятся сапожниками и что удерживает человека на не слишком-то престижной работе.

Дяде Коле в июне исполнился 81 год, и из его небольшого помещения на ярмарке женщины всегда выходят летящей походкой и с улыбкой на лице. Просто дядя Коля знает, в чём секрет женского счастья – в красивой удобной обуви, а он искусник в деле её ремонта. С этим доброжелательным и бескорыстным мастером туфельных дел знакомы многие в городе. Но вот его настоящее имя и интересные эпизоды биографии знают только самые близкие, ну и … самые любопытные.

Родом дядя Коля из Дагестана. Его настоящее имя Абдурахат Гаджиевич Акаев. Но ещё в армии сослуживцы прозвали его Николай I за то, что солдаты слушались охотнее, чем своё командование. Потом из Коли он перерос в дядю Колю, а теперь уже в деда Колю.

Вспоминает, как попал в сапожники: "Не было такого, чтобы в детстве я мечтал кем-то стать. Тогда все жили и работали в колхозах, и из них никуда особенно не отпускали. Я вырвался случайно, после армии. Дело в том, что у нас в горах был такой обычай: если в семье кто-то возвращается со службы, нужно было организовать пир на всё село. Моя мама работала на ферме дояркой, в хозяйстве держала всего одну корову и одну курицу. И я подумал, что если сразу после армии приеду домой, то ей эту самую последнюю и единственную корову придётся продать, чтобы соблюсти обычай. Совесть так поступить не позволила, и я, отслужив, отправился первым делом в Саратов к брату. Вместе с ним устроился в мастерскую по ремонту обуви, потихоньку всему научился, стал зарабатывать. И через год приехал в родное село в новеньком костюме, с деньгами на пир и подарком для мамы – штапельным материалом на платье".

Башмачником дядя Коля поработал в Саратове, Балашове, в селе Калинино. С 1963 года он трудится в сфере обслуживания энгельсского населения. А начинал мастер вовсе не с ремонта туфель и сапог, а с их покраски. В послевоенные годы обувь была дефицитом, и девушки по три-четыре раза приносили одни и те же туфли на перекрашивание: купят новую юбку и бегут "подгонять" под неё обувь по цвету.

Спустя время перекрашивание "черевичек" стало терять актуальность, и дядя Коля начал осваивать их ремонт. Говорит, что когда первый раз ставил набойки, назначил на эту процедуру целых три дня. Думал, а вдруг не получится, придётся переделывать, поэтому надо было иметь время в запасе. Пробовал мастер и шить обувь своими руками, что тоже пользовалось спросом. "Сколько девчонок в моих босоножках замуж повыходило!" - с гордостью вспоминает дядя Коля.

Многое в обувной промышленности изменилось с тех пор. "50 лет назад, к примеру, набойки из куска железа точили сами, - рассказывает собеседник. - А сейчас мы с заготовками работаем, которые надо лишь немного подточить под каблук. Да и материалы поменялись. Сейчас популярны "не цокающие" набойки из полиуретана. А вот качество обуви стало хуже. Раньше вся была кожаная - и взрослая и детская. Теперь появилось много некачественных кожзаменителей, что добавляет нам работы".

Сейчас и конкуренция не та, что раньше. Обувные мастерские на каждом шагу. Но дядя Коля без работы не сидит. К нему людей ведёт привычка и доверие. "Мне порой подкидывают работёнку в виде своей обувки девушки-студентки из близлежащих техникумов и колледжей. Начинают в кошельках своих копошиться, а денег не хватает со мной расплатиться. Так я их отпускаю, мол: "Идите, как разбогатеете – принесёте". А вот буквально сегодня пришла знакомая: подвернула ногу в новеньких босоножках и лямку оторвала. Я прямо при ней и починил. Ну, сколько мне с неё взять? Да нисколько" - вот так поведал о своём отношении к делу дядя Коля. Он берётся за ремонт самой безнадёжной обуви и давно работает не ради заработка, а просто, чтобы дома не сидеть.

Говорит, что у него вся семья – бессребреники. К золотым побрякушкам и жена, и дочери, и внучки равнодушны, не носят даже то, что есть. А обувь умудряются беречь так, что дядя Коля уже и не помнит, когда последний раз её чинил. Но очень хорошо помнит, что по-молодости баловал супругу и шил ей собственноручно модные ботинки румынки. И вообще поговорка, что сапожник без сапог – это не о нём. Он и сам босиком никогда не ходил и до сих пор носит исключительно кожаную обувь.

Никогда не думал дядя Коля, что работа мастером обувных дел, которую он считал временной, станет делом жизни. До сих пор его супругу при встрече знакомые спрашивают с удивлением: "О, он ещё работает? И всё там же?"…

Не зря мудрые люди говорят, что если человек счастлив в том, что делает, то у него будут и внутреннее спокойствие, и физическое здоровье, и успех. Вот народного успеха дяде Коле не занимать точно…

Автор: Наталья Веденеева

По этой теме: сапожная мастерскаясапожникобувь

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 1716

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика