Каждый год школы района принимают около 180 первоклассников. Подать или забрать своё заявление родители могут до 31 августа. Казалось бы, времени для раздумий достаточно. К тому же, Интернет пестрит информацией о том, когда лучше отдавать ребёнка в школу. Мы же решили обратиться к опыту.
Специалисты Управления образования Администрации района отмечают, что законом Российской Федерации "Об образовании" определен подходящий возраст ребёнка-первоклассника. К 1 сентября учебного года ему должно быть не менее 6 лет 6 месяцев, но и не больше восьми лет. При этом по заявлению родителей (законных представителей) детей учредитель школы вправе разрешить приём детей на обучение в более раннем или более позднем возрасте.
-Невозможно точно сказать, во сколько лучше отдавать ребёнка в школу, -говорит методист методического центра образовательных организаций Дебесского района, психолог Наталья Первушина. – Это индивидуально. Важно сопоставить познавательно-интеллектуальную, эмоционально-волевую, социальную, речевую, физическую готовность ребёнка. Каких-то возрастных ограничений между мальчиками и девочками при поступлении в школу тоже нет. Но на личном опыте могу отметить, что в большинстве случаев мальчики в 6 лет менее готовы к обучению, чем девочки этого же возраста.
К 6-7 годам у малыша есть все задатки для появления учебной мотивации, но если ее не поддерживать и не развивать, она может не появиться вообще. Родители и воспитатели детского сада заранее должны мотивировать ребенка к учебе в школе. Детям надо рассказывать про учебный процесс. Например, что школа - это его работа, которая поможет узнать и научиться многому новому, а школьное обучение интересный и увлекательный процесс. Родителям важно внимательно присмотреться к своему ребёнку, прислушаться к его желаниям и, как показывает практика, лучше не торопиться, если возраст ребёнка ещё позволяет это сделать.
В этом году впервые в нашем районе на базе Дебёсской школы работает "Школа будущего первоклассника". Как рассказала директор школы Галина Опарина, такой опыт в республике уже есть и результат положительный. В этом году школа для будущих первоклассников работала с февраля и продлится до конца апреля. Всего её посещает 31 ребёнок. Занятия два раза в неделю по 20 минут.
-Такое обучение позволит помочь детям подготовиться к учёбе, - отмечает Галина Алексеевна. – С ребятами занимаются учителя, логопед, психолог. Помогают им развивать мелкую моторику, мышление, логику. По результатам всех занятий для каждого ребёнка будут составлены индивидуальные рекомендации, в том числе и о его готовности к обучению. Как отмечают родители, будущие первоклашки в восторге от занятий. Поэтому в следующем году планируем открыть "Школу будущих первоклассников" с октября до марта.
Учитель начальных классов Дебёсской школы Людмила Александровна Трефилова тоже оценивает введение такой практики положительно. За свою деятельность она приняла уже восемь первых классов.
-В моей практике были и пятилетние, и восьмилетние дети, - рассказывает Людмила Александровна. – Конечно, учителю проще работать с ребятами постарше. Всё же маленькие дети требуют больше внимания, индивидуальный подход. Это и понятно, ведь в 6-7 лет им ещё сложно долго усидеть на месте, концентрироваться. Но за время своей работы заметила, что со временем младшие ребята догоняют, а порой и обгоняют старших и к третьему классу уже не видно никакой разницы.
-Не забирайте у детей детство, - с улыбкой отмечает Людмила Александровна. - Не нужно заставлять дошкольников учиться читать и писать. А вот если ребёнок сам тянется к этому, то в этом случае, конечно, нужно ему поспособствовать. Главное, делать это играючи, не перегружать. Лучшая подготовка перед школой – моральная, а среди важных навыков отмечу умение держать ручку и усидчивость.
Так или иначе, выбор за ребёнка делают родители. Специалисты с большим опытом не называют конкретного подходящего возраста. Его нет, есть индивидуальная готовность ребёнка к школе. Разошлись мнения и наших подписчиков ВКонтакте. Большинство, правда, проголосовали за то, что ребёнка нужно отдавать в школу в семь лет. Подводя итоги, выделим три главных принципа: не спешите, не заставляйте, прислушайтесь к своему ребёнку и мнению специалистов - психологов, логопедов, воспитателей детского сада.