Не всем дано стать программистами. Многие теоретики, имея за плечами многолетний опыт, зачастую не смыслят в специфических сферах деятельности, для которых пишут программы.
Настоящими специалистами в области информационных систем и технологий становятся в основном те, кто непосредственно работает с программным продуктом и может общаться как с конечным пользователем, так и разработчиком программного обеспечения потому, что именно они способны не ограничиваться какими-то базовыми знаниями и всегда готовы разобраться в какой-то новой проблеме.
Уже двадцать лет трудится в Бирилюсской районной больнице Николай Константинович Лавринов – настоящий профессионал своего дела. По образованию он не медик, поэтому не носит белый халат, но при этом может заходить в любое время, во всякий кабинет к любому доктору. На железной двери, за которой находится его рабочее место, информационная табличка: кабинет автоматизированных систем управления и должность – программист. Но это немного неверно, как поясняет мужчина, потому что программисты – это те люди, кто занимается написанием и внедрением программ, а он больше IT-специалист потому, что основная его работа заключается в установке программного обеспечения и его сопровождении.
Двадцать пять лет назад
- Увлечение информационными технологиями началось у меня со школы, - вспоминает мой собеседник. Уроки информатики вел Олег Анатольевич Глушков, который в то время еще подрабатывал в редакции. Я с другими ребятами бегал к нему на работу. Нам было интересно, как набираются и верстаются тексты будущих газетных полос. На уроках нам давались базовые знания, а во внеурочное время преподаватель старался сложные вопросы объяснять на конкретных примерах. Я в 11 классе даже успел поработать наборщиком текстов в редакции, а перед армией - в районном отделе образования - оператором ЭВМ.
После службы в армии Николай Константинович устроился в Бирилюсскую районную больницу, где трудится по сегодняшний день. Его работу в данном медучреждении нельзя назвать спокойной и легкой, так как в ней много своих нюансов: когда настало время всеобщей компьютеризации, Николаю пришлось стать наставником медиков, осваивавших новую технику, обучать их азам работы на компьютерах.
-Тогда приходилось объяснять элементарные вещи: где находится кнопка "Пуск" и как ставить точки и запятые в документе Excel, – вспоминает мои собеседник. – Срываться на женщин вдвое-втрое старше себя - это как-то не по-мужски. Но другого выхода у нас не было и почти все, с грехом пополам, научились работать.
- Сложнее всего, - признается Николай Константинович, - это учить взрослых людей. У меня и сейчас на это порой не хватает терпения. Вот все говорят, что техника, изобретенная человеком – это безликие технические устройства, но я все больше и больше убеждаюсь в обратном: она будто чувствует человека. Я замечал, что у одних и тех же людей, чтобы они не предпринимали, компьютеры, работать отказывались: регулярно зависали или попросту выходили из строя.
Искусственный интеллект в реальной жизни
С тех пор, конечно, многое изменилось. Теперь на 2 больницы - в поселке Рассвет и районной - 72 единицы компьютерной техники, что довольно неплохо. В ближайших планах обеспечение интернетом и средствами передачи данных всех фельдшерско-акушерских пунктов района.
- Помимо основных обязанностей по установке программного обеспечения, его сопровождения, обучения медработников,- продолжает свой рассказ Николай Константинович, - я еще занимаюсь информационной безопасностью, поскольку сейчас при переходе на электронный документооборот много персональных и других данных передаются по средствам электронной связи. Непосредственно работая с программами, врачи и медсестры зачастую высказывают свои предложения по их улучшению. Поэтому я поддерживаю связь с их разработчиками для внесения разного рода изменений, чтобы в следующих версиях ПО они их учли или внедрили.
Наша сегодняшняя жизнь все больше ускоряется. Мы поинтересовались у Николая Константиновича: "Каким он видит будущее медучреждения с точки зрения информационной обеспеченности и что он хотел бы изменить?"
- Чтобы в нашей больнице внедрили полноценную электронную историю болезни, - поясняет мужчина, - как это сейчас работает в краевой клинической больнице города Красноярска. Когда человек записывается на прием к врачу через интернет или терминал и в назначенное время идет напрямую к врачу, минуя регистратуру и не тратя время в очередях, чтобы взять свою медицинскую карту. Но для этого необходимы специальные серверы с высокой мощностью по хранению баз данных.
Еще медучреждению необходимы новые системные блоки, так как ранее приобретенные полностью себя изжили, исчерпали свой ресурс и уже не справляются с поставленными задачами.
IT-специалист в медучреждении - это не медработник. Он вроде бы не обязан знать медицинские термины и разбираться в кодах международной классификации болезней, стандартах лечения и клинических рекомендациях. Но на деле, за двадцать лет работы в больнице Николай Константинович научился разговаривать с медиками и на их языке.
- Сегодня каждый кабинет больницы, будь то приемный покой, амбулаторный прием или стационар оснащены компьютерами, - объясняет Оксана Николаевна Ковальская, старшая медицинская сестра районной больницы. - Большая заслуга в работоспособности всей этой техники принадлежит Николаю Константиновичу. Он еженедельно проводит занятия-планерки с медперсоналом, где указывает на допущенные недочеты и ошибки по своему направлению и разъясняет пути их решения. Кроме того, он регулярно поддерживает для медработников учреждения прямые линии с министерством здравоохранения и фондом обязательного медицинского страхования. Николай Константинович - грамотный специалист своей области, а еще он прекрасно ориентируется в медицинских информационных системах.