Четыре ученицы Брейтовской школы и учащийся Прозоровской школы подготовили свои проекты в четырёх номинациях на районный этап XXV Всероссийского конкурса исследовательских краеведческих работ обучающихся – участников туристско-краеведческого движения "Отечество". Он состоялся в актовом зале Брейтовской школы.
Собравшихся на мероприятии поприветствовала его ведущая – педагог Центра дополнительного образования детей М.А. Лебедева, а затем представила конкурсантов и членов жюри, в состав которого вошли главный редактор "Брейтовских новостей" Л.К. Орлова, сотрудница районной библиотеки О.С. Соловьёва и методист ЦДОд И.А. Муранова. И после проведённой жеребьёвки началась конкурсная часть районного этапа.
Вода в Сити всё же хорошего качества
Первой перед жюри предстала Алёна Соболева (10 класс Брейтовской школы) с работой "Исследование состава и свойств воды реки Сить, протекающей в окрестностях села Брейтово", выполненной в номинации "Экология"под руководством учителя химии Н.В. Касаткиной. В своём выступлении девушка подробно рассказала о том, где, когда и как были взяты пробы воды из Сити, о проведённом в Ярославском техническом университете физико-химическом её анализе. По результатам исследования Алёна сделала выводы о качестве воды, путём сравнения с существующими нормативами, определила проблемы и попыталась дать объяснения полученным фактам.
Достаточно подробно докладчица рассказала об органолептических характеристиках: запах и вкус воды соответствуют норме, а вот показатели мутности и цветности значительно её превышают; первый – в 5,3 раза, второй – в 8,33 раза. Действительно, даже водопроводная вода имеет характерный жёлтый цвет, а кроме того – неприятный "железный" привкус, поэтому малопригодна для употребления в пищу и для бытовых нужд. По мнению школьницы, по качеству вода из крана хуже речной – из-за плохого состояния водопровода нашего села, большая часть протяжённости которого требует замены труб.
Говоря о физико-химических показателях воды, Алёна Соболева отметила, что её водородный показатель, жёсткость и содержание в ней взвешенных частиц не выходят за пределы существующей нормы. А вот показатель химического потребления кислорода превышен в 1,73 раза, что заставляет задуматься о причинах загрязнения воды органическими соединениями. В числе этих причин автор работы предполагает наличие на дне Сити значительного количества разлагающейся древесины, гниющей в брошенных сетях рыбы; затопленные при заполнении водохранилища кладбища и скотомогильники. Но, несмотря на выявленные проблемы, по результатам проведённого исследования десятиклассница сделала вывод, что вода в реке Сить является пригодной для питья и характеризуется хорошим качеством.
Этой единственной в номинации "Экология" работе члены жюри присудили 2-е место, однако, на мой взгляд, оно могло бы быть и более высоким. Во-первых, потому, что поднятая тема актуальна для жителей райцентра – ведь именно из Сити производится забор воды для их водоснабжения. Во-вторых – вместе со своим руководителем школьница проделала очень большой объём практических исследований, которые планирует продолжить и в нынешнем году, а об их результатах рассказать односельчанам.
Приняли детей блокадного Ленинграда
Анастасия Соловьёва (9б класс Брейтовской школы) под руководством учителя истории Ф.А. Грызловой в номинации "Летопись родного края" представила работу "Дети блокадного Ленинграда на Брейтовской земле". Сразу хочется отметить, что эта тема, несомненно, не только интересна и малоизученна, но и достаточно обширна. Между тем, в своём исследовательском проекте докладчица основной акцент сделала на изучении сохранившихся письменных архивных источников, содержащих сведения о трёх детских домах для эвакуированных из блокадного Ленинграда ребят (из шести существовавших в районе с 1942 по 1953 год) – Покрово-Ситском, Прозоровском и Дуденевском. О последнем Анастасия рассказала более подробно – ведь в течение двух лет его возглавляла прабабушка девушки Анна Николаевна Олегина, краткие строки биографии которой также нашли отражение в исследовательской работе. Как отметили члены жюри, присудившие проекту
2-е место, тема раскрыта недостаточно полно, в частности – нет информации о людях, переживших блокаду и в настоящее время проживающих на брейтовской земле. Но, по словам школьницы, её исследование находится на начальной стадии, и Анастасия видит большие перспективы для дальнейшей работы по выбранной теме.
Храмы затопленных сёл
В номинации "Летопись родного края" выступила ещё одна докладчица – Наталья Сухова (10 класс Брейтовской школы) – с работой "Молога. Что осталось под водой?". Работала девушка под руководством учителя истории Д.Е. Ратнова. Честно говоря, повествование о поглощённых водами моря храмах четырёх затопленных сёл (Ветрино, Леонтьевское, Борисоглеб, Иловна), содержащее, в основном, информацию о количестве прихожан перечисленных церквей и описание имевшихся в них престолов, не впечатлило. Но с положительной стороны члены жюри отметили умение Натальи Суховой держаться на сцене, эмоциональность её выступления и присудили работе также 2-е место.
О тружениках колхоза "Прогресс"
Завершил цикл докладов Артём Смирнов
(8 класс Прозоровской школы) исследовательским проектом "Труженики колхозных полей" в номинации "Земляки", выполненным под руководством учителя русского языка О.А. Беляевой. Работа прозоровца, по-моему мнению, представляет несомненный интерес для брейтовцев – в ней юноша рассказывает о колхозе "Прогресс" и работниках этого некогда крепкого хозяйства. Помимо обращения к краеведческим источникам, в том числе – к статьям, опубликованным на страницах брейтовской районной газеты, Артём использовал подкупающий своей простотой, но очень важный и эффективный метод исследования – беседы с бывшими колхозниками. Действительно, если бумажные и электронные носители надёжно хранят информацию, то человеческая память недолговечна. А, как справедливо заметил школьник, всё меньше остаётся старожилов, которые могут поведать о колхозных буднях как о замечательном времени, наполненном добрыми взаимоотношениями и активным коллективным трудом на благо своей земли. И очень важно зафиксировать в истории эти воспоминания. В проекте нашли отражения рассказы бывших тружеников "Прогресса" о своих коллегах – бригадирах, механиках, трактористах-механизаторах, других работниках сельхозпредприятия. И вполне закономерно, что данное исследование, которое в дальнейшем будет пополняться новыми материалами, удостоено 1-го места в заявленной номинации.
В заочной форме
1-е место присуждено и ещё одной работе, участвовавшей в конкурсе в заочной форме – "Минуты трогательных воспоминаний", которая была представлена в номинации "Старинная семейная фотография". Выполнила её Инна Смирнова (8а класс Брейтовской школы) под руководством учителя географии Е.Н. Гусевой.
Замечания и рекомендации
Все проекты брейтовских школьников направлены на отборочный тур регионального этапа конкурса. А на прошедшем мероприятии члены жюри высказали участникам по их выступлениям ряд замечаний и практических рекомендаций, которые, несомненно, будут учтены ребятами в последующих краеведческих исследованиях, имеющих немалую ценность для нашего края.