Приходящих в Прозоровскую среднюю школу встречает плакат с надписью "Здесь вам рады". И это действительно так. Здесь царит особая атмосфера взаимопонимания и взаимопомощи, ощущаются домашние тепло и уют. Педагоги и ученики живут в единстве, и для своих подопечных учителя, в первую очередь, – друзья и наставники, разделяющие проблемы ребят и отдающие им частичку своей души и житейского опыта, готовые поддержать добрые идеи и начинания детей. Собственным примером педагоги прививают учащимся любовь к своему краю и его прошлому, уважение к старшему поколению, бережное отношение к природе. Вот что рассказала заместитель директора общеобразовательного учреждения по учебно-воспитательной работе О.А. БЕЛЯЕВА о деятельности педагогического и ученического коллективов школы в беседе с нашим корреспондентом Светланой МУРАВЬЁВОЙ:
– Цель современной школы, работающей по федеральному государственному образовательному стандарту, и одна из приоритетных задач общества и государства – воспитание ответственного, инициативного и компетентного гражданина России, формирование духовной личности, от которой во многом будет зависеть будущее страны в целом и родного края в частности. Поэтому и воспитательный процесс в нашей школе направлен на реализацию данной цели. С её учётом строится и общешкольный план внеклассной деятельности. А одним из главных направлений проводимой работы является патриотическое воспитание.
– Ольга Анатольевна, расскажите, пожалуйста, о формах и методах этой деятельности подробнее.
– Многие мероприятия патриотической направленности стали общешкольными традициями. Среди них – фестиваль солдаткой песни, приуроченный к Дню защитника Отечества, конкурс стихов на военную тему, которые мы проводим совместно с Прозоровскими ДК и библиотекой для жителей села. Любое мероприятие сопровождается слайд-шоу с фотографиями военных лет, зрители не просто слушают ребят, но и охотно подпевают им. Обязательно участвуем в мероприятиях, проводимых в День памяти героев Ситской битвы, конкурсах исследовательских работ, спортивных соревнованиях, акциях, организаторами которых выступают ЦДОд и "Молодёжный центр". Помимо всех вышеназванных учреждений, являющихся нашими социальными партнёрами, у нас появились друзья в посёлке Октябрь Некоузского района, где уже не в первый раз мы выступаем на фестивале патриотической песни
"С чего начинается Родина", большой вклад в подготовку к которому вносит учитель начальных классов Г.А. Голбина.
Нынешней зимой после нескольких лет забвения у нас возродилась игра "Зарница", которой мы посвятили весь день. Разделившись на две команды, школьники выполняли практические и теоретические задания: отвечали на вопросы викторин, искали на заснеженном поле"мины", метали в мишень гранаты, перетягивали канат… В завершение мероприятия сборные учителей и старшеклассников соревновались в меткости – стреляли из пневматической винтовки; победили наши юные соперники. Проходила "Зарница" на пришкольной территории, но в будущем планируем проводить её где-нибудь на природе.
– Наверное, немало интересных внеклассных мероприятий ожидает ребят и в стенах школы?
– В последнее время традиционными стали небольшие сообщения педагогов или заранее подготовленных учащихся о памятных датах в истории России, выдающихся деятелях нашей страны, ключевых событиях Великой Отечественной войны и другом. Обычно это делается на общешкольной линейке в пятницу – особый день, выбранный для проведения внеклассных мероприятий. Эти устные сообщения находят отражение на школьном стенде – своеобразном "живом" календаре, где они дополняются фотоматериалами и другой информацией. О наиболее важных событиях в истории страны, её героическом прошлом мы рассказываем на общешкольных патриотических уроках с демонстрацией документальных и художественных фильмов; на них, как правило, приглашаем учеников 6-11 классов.
– Как ребята воспринимают подобные просмотры?
– С большим интересом. Наши дети, у которых не всегда есть возможность посетить кинотеатры и музеи, во время таких уроков видят историю в другом, более наглядном ракурсе, – она оживает на экране, глубже проникает в сознание; некоторые фрагменты порой трогают до слёз. После фильмов мы проводим беседы, иногда – викторины; обязательно обсуждаем увиденное, анализируем наиболее важные моменты картин и по ответам школьников понимаем, что они постоянно открывают для себя что-то новое, что всё показанное нами им интересно, находит отклик в их душах и сердцах.
И в музеях мы тоже стараемся бывать. Неизгладимые впечатления оста¬вили поездки в "Ботик Петра I" и музей Александра Невского в Переславле, в музей "Космос" на родину В.В. Терешковой, в усадьбу Н.А. Некрасова "Карабиха" рядом с Ярославлем и музей М.Е. Салтыкова-Щедрина в Твери. В последних двух мы не только узнали о жизни и творчестве известных писателей, их месте в русской литературе, но и о значимости их произведений для россиян. Не менее важной и информативной стала экскурсия в музей боевой славы Ярославля, организованная учителем географии Е.П. Луневич.
– Приближается 72-я годовщина Великой Победы…
– В преддверии этого дня в школе традиционно проходит ряд различных мероприятий. Проводятся классные часы соответствующей тематики, выявляются лучшие классные уголки, организуются выставки рисунков и открыток – раньше дарили их ветеранам войны, теперь – односельчанам. В 2015 году совместно с "Брейтовским лесничеством" была заложена сосновая аллея 70-летия Победы; нынче к подросшим деревцам мы будем подсаживать новые.
На митингах у памятника воинам-землякам в Прозорове, а также в Себельском, Лискине, Сутке, Коскове наши ученики читают стихи, исполняют патриотические песни, возлагают к подножию гирлянды из еловых ветвей, несут почётный караул. Год от года увеличивается число участников акции "Бессмертный полк". В прошлом году в ней были задействованы практически все учащиеся. 9 мая ребята и педагоги с фотографиями более 60 ветеранов Великой Отечественной войны – своих земляков торжественно шли по центральной улице села от школы до памятника. К ним присоединялись местные жители. Возглавляли шествие учитель технологии В.В. Тощаков со знаменем Победы в руках и директор школы И.А. Карпушина. В этом году "Бессмертный полк" будет насчитывать в своих рядах ещё больше фотографий участников войны, проживавших в Прозорове и его окрестностях. Сбором этих фотографий и информации о ветеранах занимается учитель русского языка и литературы Т.В. Паньшина; многие снимки были предоставлены нам местной библиотекой. Собранные материалы хранятся в школе и используются на уроках.
– Сейчас большие возможности для образовательного и воспитательного процессов даёт Интернет…
– И мы эти возможности используем. Наши ученики под руководством учителя русского языка и литературы Е.А. Ерошиной и других педагогов активно участвуют в различных всероссийских Интернет-конкурсах и проектах, причём – небезуспешно. В 2015-16 годах мы стали победителями и призёрами в исторических викторинах "Россия. Города и регионы", "Время стереть не в силах подвиг пламенный и ратный", "Звёзды на погонах – звёзды на груди!", "Человек и космос", в конкурсах "Салют, Победа!", "В книжной памяти мгновения войны", "Семья – это мы! Семья – это я!", "Русские поэты о Родине и природе" и других. И дети, и учреждение отмечены дипломами оргкомитетов.
– Ольга Анатольевна, судя по оформленным на стенах коридоров стендам, в школе ведётся обширная краеведческая работа…
– Да. В дополнение к основным предметам организована внеурочная деятельность, и патриотическую и краеведческую направленности имеет ряд курсов. Один из них, "Я – гражданин России", ведёт учитель истории О.В. Васильева. На этих занятиях учащиеся 5-6 классов, только начинающие изучать обществознание, в интересной нетрадиционной форме знакомятся с правами и обязанностями гражданина России, событиями своей страны, символикой. Ещё одно направление – "Краеведческий поиск", в рамках которого пятиклассники в прошлом учебном году осваивали курс "Я и моя семья", а сейчас в 6-м классе продолжают его по теме "Я и моё село". По первому из них ребята вместе с руководителем Т.В. Паньшиной узнавали биографии своих предков, исследовали свои родословные и старые семейные альбомы. А, отталкиваясь от семьи, теперь изучают историю родного села и информацию о ранее действовавших на территории поселения предприятиях, знакомятся с интересными людьми, посещают заброшенные деревни, где беседуют с последними оставшимися в них жителями.
Все собранные сведения находят отражение на стендах "Мир российской глубинки", "Страницы истории села Прозорово", "Люди земли прозоровской", где рассказывается о наших земляках, оставивших память благодаря своему трудолюбию, ответственности и отзывчивости, участию в жизни родного села и района.
Для нас важно воспитывать в детях любовь к родному краю, уважение к землякам. Ведь с любви к малой родине начинается любовь к великой России.