Она объединяет три поколения.
На предположение, что Любовь Фёдоровна Васильева стала педагогом только потому, что её мать была учительницей, она ответила:
– Это не совсем так. Мама, конечно, всегда оказывала на меня большое влияние. Но у меня были ещё и замечательные учителя. Зинаида Михайловна Смолянинова привила мне любовь к истории. Это она убедила меня поступить на истфак Барнаульского пединститута. Она даже была на вступительных экзаменах (конечно, в коридоре), когда я сдавала историю. Большим авторитетом был для меня Виктор Павлович Игишев, он неоднократно говорил, что мой путь – только в пединститут. И несмотря на то, что в тот год был огромный конкурс (12 человек на место), я стала студенткой истфака.
НАГРАЖДЕНА ОРДЕНОМ
А династия этой славной семьи начинается с Ольги Степановны Орловой. Она одна из немногих учителей, которые были удостоены за свою работу ордена Трудового Красного Знамени. По тем временам это редчайший случай. У неё была непростая судьба.
В 1941 году окончила 9 классов Залесовской средней школы. Отца взяли в трудармию, старшего брата – на фронт. У матери на руках осталось 5 детей. И пришлось старшим сёстрам, Марии и Ольге, идти работать. Это был период, когда основная часть мужского населения, в том числе и учителя, была мобилизована на фронт. В районе организовали группу девушек, окончивших 9-10 классы. Опытные педагоги прочитали им курс лекций по методике преподавания русского языка и математики и отправили по школам района учить детей младших классов.
Ольга проучилась на этих курсах, и затем её направили в Пещёрку в семилетнюю школу учителем. Набрала большой класс – 32 человека.
Это был сложный военный период. Мальчишки уже в 13-14 лет уходили работать в колхоз, заменяя своих отцов. Не у всех была добротная обувь, одежда. И как пример, Ольга Степановна рассказывала о сёстрах Бызгаевых, которые в школу ходили через день, потому что пара сапог была одна на двоих.
Через три года в Пещёрке осталось четыре класса, преподавать здесь оставили пожилых педагогов, а молоденькую учительницу Ольгу Степановну отправили в соседнее село Обухово. Очень красивое это было место: два увала, заросшие лесом, а посередине речка, по берегам которой и жили обуховцы. Но любоваться красотой этой не было времени. В школе училось более 70 детей, в том числе из Кордона, Участка. Работать приходилось в две смены. Отпуска в то время отменили. Учебный год заканчивался 20 мая, и до 1 октября приходилось ей работать в колхозе: сеяла, косила траву на сено, полола посевы, убирала лён, картофель. Но ещё, как самая грамотная, выпускала "боевые листки", проводила политинформации. Самым сложным было уговорить колхозников подписаться на займы. В каждой семье голодные старики, дети, а нужно было убедить приобрести на последние копейки облигации государственного займа.
После войны, в 1947 году, Ольга Степановна была награждена медалью "За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов".
В этом же году вышла замуж за Фёдора Петровича Орлова. Тот работал трактористом, а потом счетоводом (окончил соответствующие курсы). Родились дети, Виктор и Люба. В 1955 году семья переехала в Пещёрку. Здесь родился младший сын Саша. До 1979 года Ольга Степановна работала в школе учителем начальных классов. Продолжала вести активную общественную работу: была депутатом сельского Совета, председателем профсоюзного комитета, членом женсовета. Её работа была оценена по достоинству: большое количество почётных грамот, районных, краевых, союзных; медали "За доблестный труд в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина", "Ветеран труда". В 1971 году ей вручили орден Трудового Красного Знамени.
Спрашиваю Любовь Фёдоровну, почему из сотен педагогов района именно Ольга Степановна удостоена ордена.
– За многолетний труд, за активную жизненную позицию,– ответила она,– и что я считаю очень важным, – за высочайший профессионализм. Очень легко работалось учителям, которые принимали от неё учащихся из начальных классов. Она не просто учила, а учила детей учиться.
УЧИТЕЛЬСТВО – СМЫСЛ ЖИЗНИ
Любовь Фёдоровна продолжила дело своей мамы. После окончания Барнаульского пединститута её распределили в Табунский район. Но при встрече Нина Фёдоровна Гаврилюк, директор Пещёрской средней школы, заявила, что от них историк уезжает и они ждут в школу только её. В крайоно прислушались к молодому педагогу и перераспределили в Залесовский район. Было это в 1971 году. 34 года проработала она в одной школе. Была учителем истории, организатором внеклассной работы, зам. директора по учебной работе и директором школы.
При встрече с Любовью Фёдоровной Васильевой наш разговор был о прошедших годах.
– Любовь Фёдоровна, как встретили в Пещёрской школе молодую выпускницу педвуза?
– Встретили замечательно. Тогда и много лет подряд в школе был сильный и дружный педколлектив. Причём было единение разных поколений учителей. Назову некоторых. Старшего возраста – Татьяна Илькаева, Людмила Силкина, Софья Дронова; среднего – Нина и Василий Пьянковы, Нина Пожарская; и более молодое – Юрий Доровских, Ксения Харитонова. И многие другие. А руководила нами очень опытный директор Нина Гаврилюк.
В основной массе очень ответственными были учащиеся. Плохих я даже вспомнить не могу.
– А были моменты, когда вам предлагали сменить профессию, предлагали более значимую работу?
Династия –
гордое слово,
сплелись поколения в нем,
Мы славу труда наших предков
достойно сквозь годы несем!
– И не раз. Первое предложение было – в райком комсомола, секретарём по школам. Я отказалась. Юрий Николаевич Самодуров, первый секретарь райкома партии, очень убедительно предлагал должность зав. парткабинетом райкома. Я очень мягко, но убедила его, что в школе я нужнее. И было предложение в ДКМ (детскую комнату милиции) инспектором. Но я осталась верна своей профессии. Мне кажется, что я бы и сейчас могла работать.
– Любовь Фёдоровна, вы испытали себя в трёх ипостасях – учитель, завуч, директор. Какая из них ближе вам, привлекательнее?
– Конечно, учитель истории. Я очень люблю свой предмет. Хотя помню, был период в 90-ые годы, когда я почувствовала себя вдруг недоучкой. Менялась система ценностей, политических приоритетов. Было время, когда вообще не было учебников истории. Пользовались разными источниками. Я помню, обратилась в районо к инспектору Юрию Василенко за помощью. Он порекомендовал мне учебник под редакцией Зайончковского. Так я на весь класс купила эти учебники, и мы по ним работали несколько лет.
А работа директором не по мне. Здесь больше нужен талант хозяйственника, организатора. Хотя четыре года мне пришлось руководить школьным коллективом.
– А ведь ещё общественная работа была.
– О, это целый пласт, особенно в советское время. Я много лет была пропагандистом в трудовом коллективе Пещёрского психодиспансера, и меня там воспринимали почти как своего штатного работника. Даже, помнится, накануне 8 марта директор Сергиенко привозил в школу и дарил мне цветы. Была лектором общества "Знание", принимала участие в съезде этой общественной организации.
И я любила эту работу. Может потому, что она близка была к тому предмету, который я вела в школе. И вообще, скажу я вам, идеологическая, пропагандистская работа того периода была системной, хорошо организованной и продуманной.
– Любовь Фёдоровна, когда все три поколения педагогов встречаются вместе, о чём они говорят?
– Конечно, о школе. Мама сейчас тяжело болеет, ей уже почти 93 года, но когда приходит дочь Лена, её муж Сергей, то главные темы разговора – это дети, мои внуки, и дела школьные. Я расскажу один случай. Моя дочь повезла своего ребёнка к врачу в Барнаул. Тот на него заполняет анкету. Спрашивает о профессии мамы – учитель, папы – учитель.
– Поди и бабушка – учитель?
– И бабушка, и прабабушка – все педагоги.
– А дедушка?
– Он инженер.
– Ну, слава Богу, хоть один нормальный человек в семье.
А сам смеётся: "Да я тоже из такой же учительской семьи".
ПЕДАГОГИ САНОЧКИНЫ
Учительскую эстафету у мамы и бабушки подхватила Елена Николаевна. Она с детства мечтала стать учительницей. И мама её только поддерживала в этом. Елена окончила Барнаульский педколледж. Вначале работала в родной школе воспитателем группы продлённого дня, затем учителем начальных классов. И что самое интересное: на первых порах пользовалась поурочными планами и разработками своей бабушки. Настолько те были качественными и хорошо продуманными. Заочно окончила педуниверситет (начальные классы). Получила второе высшее образование по специальности "педагог-психолог". Это ей очень помогало, особенно на родительских собраниях. Когда нужно было не только анализировать качество учёбы и поведение каждого учащегося, но и давать конкретные рекомендации по каким-то возникшим проблемам. Елена Николаевна очень давно начала заниматься подготовкой дошкольников к обучению в школе. Это сейчас является обязательным в старших группах детского сада. А тогда она интуитивно понимала необходимость этого процесса.
Хорошо зная немецкий язык, она окончила соответствующие курсы и несколько лет учила детей этому языку в школе. В 1995 году Елена Николаевна вышла замуж за Сергея Алексеевича Саночкина, учителя физкультуры этой же школы. Он тоже относится к категории педагогов-энтузиастов. Прекрасно ведёт уроки, активно готовит спортивные команды к районным соревнованиям, пещёрская команда – постоянный участник ежегодных турслётов в райцентре.
И конечно, мама Лена мечтала, чтобы её сын продолжил династию педагогов. Не раз говорила ему об этом. Но Алексею ближе оказалась профессия деда-инженера. С детства он любил возиться вместе с дедом с машинами. Тот очень рано, ещё в школе, научил его хорошо управлять автомобилем.
После окончания (очень успешного) школы он поступил в Алтайский технический университет на факультет энергомашиностроения.
Но есть надежда у Елены Николаевны, что её дочь в четвёртом поколении продолжит дело педагогов их рода.
Фото из архива семьи Орловых–Васильевых–Саночкиных