На поле эспарцета от "Дона" отъехала машина, гружённая сенажной массой. Появилось буквально 2-3 минуты, чтобы перекинуться несколькими словами с комбайнером Артуром Васёвым и сделать снимок. У него всё хорошо: комбайн работает без проблем, трава наросла густая, высокая. Так что кузов автомобиля или тракторной тележки наполняется очень быстро.
В это время подъехал КамАЗ Александра Баранова. Здороваемся, делаю снимок, и процесс кошения эспарцета и наполнения кузова машины массой продолжается. Буквально за минуты на поле подъехали трактор с тележкой (за рулём Григорий Грудинский), два грузовика ГАЗ-53 (Евгений Толстоног и Владимир Михайлов).
Короткий разговор о погоде, делах текущих и... о пенсиях. Григорий Грудинский горячится:
– О нас, механизаторах, они там (в правительстве) вообще не думают. Мне – 58 лет. Ну сколько я ещё смогу поработать – год, два. Уже сейчас руки поднимаются с трудом. А ведь потом ещё пять лет. На "бирже" стоять?
В это время КамАЗ, гружённый сенажной массой, отъехал от комбайна, и Григорий, махнув рукой, заторопился на своём МТЗ к "Дону".
На сенажном бурту кипела работа. Место для него определили недалеко от шмаковской фермы, чтобы зимой было проще завозить сенаж во дворы.
Я какое-то время наблюдал, как слаженно трудится здесь команда. Причём со стороны казалось, что всё происходит очень просто, быстро, красиво и без особых усилий. Вот что значит профессионализм.
Подъезжает трактор Г. Грудинского, к тележке (кстати, новой зерновой) подбегают Алексей Турышев, Роман Аникеев, Иван Грошев, открывают борт, Григорий выгружает массу из самосвальной тележки, отъезжает. Тут же ХТЗ с лопатой (Михаил Телятников) поднимает массу в два-три приёма на верх бурта. К-700, управляемый Валерием Отмаховым, трамбует сенаж.
Всё работало, как слаженный механизм. Я невольно залюбовался этим процессом. В это время ХТЗ остановился, Михаил вылез из кабины, чтобы вытереть обильно выступивший пот (стояла 30-градусная жара).
– Вы как с "Кировцем" не сталкиваетесь, бурт ещё не настолько большой? – спрашиваю у М. Телятникова.
– А мы всё делаем по очереди: я поднимаю массу – Валера ждёт, я спускаюсь вниз – он трамбует. Вот уже четыре дня с утра и до вечера работаем.
Подъезжает ГАЗ-53, и Михаил садится в кабину трактора.
Тем временем я еду на поле, где идёт заготовка сена. Накануне управляющий отделением Фёдор Беккер объяснил, что сено они готовят в районе старого сенажного бурта. В прошлом году я там был, так что дорогу помню.
Проезжаю поле с озимой пшеницей: она колышется от ветра, колос уже большой. Как говорят, "видовая" урожайность – не меньше 30 центнеров. Следующее поле – соя. Эта культура, можно сказать, новая для Залесовского района. Но сейчас смотрится очень хорошо. А вот и костёр. Поля с этой многолетней травой напоминают мне Кокчетавскую степь, где я родился и вырос. Костёр там – основная культура, которую используют для заготовки сена.
Вдали показался трактор с валковыми граблями. Трава здесь высокая, густая, так что валок получается приличных размеров. Буквально на минуту останавливаю трактор. За рулём Саша Лотц, студент третьего курса Залесовского лицея. Работает самостоятельно. Улыбается и говорит, что проблем нет, всё у него хорошо, техникой управляет уверенно.
На обратном пути мне повстречались три рулонника. Они спешили. Саша Лотц приготовил для них уже достаточный объём работы.
Для хозяйств сейчас горячая пора. И пословица "летний день год кормит" в данном случае не риторика. Приходится использовать каждый погожий день для того, чтобы в зимний период не было проблем с кормами для животноводства. Я несколько раз пытался поговорить по телефону с Фёдором Беккером, но меня останавливали фразы: "Везу обед для механизаторов", "Порвался ремень на комбайне, спешу в мастерскую", "Еду на поле посмотреть, как работают рулонные прессы".
С Фёдором Самуиловичем мне удалось поговорить через несколько дней. По его словам, ситуация в целом на заготовке кормов нормальная. Погода благоприятствует. Перед шмаковским отделением поставлена задача – заготовить 450 тонн сена и 8000 – зелёной массы сенажа. На 17 июля зарулонили около 200 тонн сена и более 3000 сенажа. Сейчас рулонники, на которых работают Сергей Скрипов, Владимир Равин и Фёдор Грошев, пока остановлены. Нет работы. Механизаторы косят траву на сено.
Есть опасение, что если скосишь больший объём травы, она попадёт под дождь. А каждый дождь – это снижение качества сена на двадцать процентов. Травостой не сказать, чтобы очень густой, но если погода не помешает, то задание по сену выполнят. По словам Фёдора Беккера, потребность в сене в животноводстве не менее 1000 тонн. Но корма будет заготавливать ещё и первое отделение.