Десятки звонков поступили и в редакцию газеты.
Тема эта многогранна: качество воды; объёмы её потребления; неожиданное шипение из крана, что, конечно же, начинает нас раздражать, хотя понимаем, что где-то порыв водопровода, а возможно, плановая его замена; и очень важная в этом перечне грань – за оказанную услугу по подаче воды, за потреблённые её объёмы надо платить.
Вот как раз тема оплаты потреблённой воды вновь сегодня обострилась, и об этом мы будем рассуждать, делать выводы, ссылаясь на официальные документы, с акцентом на так называемый "поливной сезон".
Как всем нам известно, политика государства в принятых официальных документах по линии ЖКХ направлена на то, чтобы каждый потребитель воды устанавливал в своей квартире водосчётчик, регистрировал его в ресурсоснабжающей организации и платил за воду ровно столько, сколько её потребил на свои бытовые нужды.
Казалось бы, всё справедливо и правильно. Но не тут-то было. И если в городах практически в каждой квартире установлены водосчётчики, то в сельской местности в каждом населённом пункте находятся десятки, а то и сотни домовладений, хозяева которых пользуются водой от души, не желая при этом платить за неё. Поэтому Правительство Российской Федерации и вынуждено принимать соответствующие нормативные акты, направляя их в регионы для исполнения.
Так, в Алтайском крае управлением по государственному регулированию цен и тарифов ещё 17 июня 2015 года принято Решение № 80 "Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению при использовании земельного участка и надворных построек на территории Алтайского края".
В данном документе как раз и утверждены нормативы поливного периода, равного 4 месяцам – с 1 мая по 31 августа, из расчёта на одну сотку. При этом установлен повышающий коэффициент с 2015 года по 2017 год. Особо подчёркиваю: данные расчёты распространяются на все районы Алтайского края.
А теперь рассмотрим сложившуюся ситуацию по с. Залесово. Ресурсоснабжающей организацией у нас является МУП "Коммунальщик", которое на протяжении последних лет довольно исправно снабжает население райцентра водой. Домовладельцы активно устанавливают водосчётчики, регистрируют их и по показаниям проводят оплату. Но по разным причинам 300 абонентов бесконтрольно пользуются водой, многие из которых не желают за неё платить. А вот на них-то как раз и распространяется указанное выше решение. И неважно, что в какие-то дни поливного периода шли дожди: документ обязывает оплачивать все четыре месяца. Не устраивает? Ставьте водосчётчики в установленном порядке и платите по утверждённому тарифу за кубометр потреблённой воды.
И наконец, главный вопрос: а какова финансовая составляющая за 4 месяца поливного периода? За ответом на данный вопрос мы обратились в бухгалтерию МУП "Коммунальщик". С разрешения директора предприятия Антона Аверьянова нам представили соответствующие расчёты, которые нас несколько удивили. Оказывается, что каждый из трёхсот абонентов за 4 месяца поливного сезона должен заплатить всего лишь 1050 руб. 30 коп. Расчёты производятся бухгалтерией по нормативу 2015 года, т.е. без учёта повышающего коэффициента. А если с учётом указанного в Решении № 80 коэффициента за 2017 год расчёт за 4 месяца составил бы 1624 руб., за 2018 год ещё выше, а в 2019 году поливной сезон для тех, кто по-прежнему будет вольно пользоваться водичкой, вырастет, возможно, до 2000 руб. Для этого руководству МУП "Коммунальщик" необходимо исполнить постановление Правительства РФ № 603 от 29 июня 2016 года. А чтобы было понятно 300 абонентам, речь идёт об оформлении акта технических условий, согласно которым комиссией определяется возможность или отсутствие таковой на установление водосчётчика.
Если есть, но вы не устанавливаете, к вам правомерно применение повышенного коэффициента. Если нет, то вам поливной сезон рассчитывают по нормативу 2015 года.
Почему до сих пор руководство МУП "Коммунальщик" не провело эту работу? Вопрос пока остаётся открытым, но думаю, что и на него будет ответ.
А пока вывод напрашивается сам собой: всем абонентам необходимо устанавливать водосчётчики и не дожидаться применения повышающего коэффициента. И что очень важно при этом – погасить все имеющиеся долги за потреблённую воду и не ждать повестки в суд.
Высказать свою точку зрения по поднятой в статье проблеме мы попросили главу района Александра Пластеева.
– Во-первых, информационную разъяснительную работу с абонентами всего района необходимо было проводить с 2015 года, т. е. сразу, как только Правительство РФ утвердило решение об установке приборов учёта на предоставляемые населению страны коммунальные услуги. Во-вторых, по нормам федерального законодательства, если потребители не устанавливают счётчики, это должна сделать ресурсоснабжающая организация, но затем предъявить счёт и за работу, и, в данном случае, за водосчётчик абоненту.
Считаю, что позиция государства здесь абсолютно правильная. Мы, администрация района, создаём муниципальные предприятия для оказания услуг населению, а следовательно, нам надо знать, какое количество воды и тепла потребляется абонентами. Да, в том числе и тепла. Сегодня прокуратура района заставляет наше МУП "Теплоснабжение" ставить приборы учёта тепла абонентам, у которых их нет, и соответственно предъявлять счета за эту работу.
Следующий очень важный момент по воде: та ценовая политика, которая сложилась, на мой взгляд, смешная. Мы требуем хорошего качества воды, бесперебойной её подачи, но не учитываем при этом, что цена её – в районе 29 руб. за м3, тогда как "полторашка" воды в магазине стоит от 20 до 44 рублей. Это что? Считаю, что существующий тариф на воду несоизмеримо низок. При этом у нас в районе есть абоненты, долг которых за воду составляет десять и более тысяч. Такой долг скапливается за годы потребления воды. Разве это правильно? В связи с этим возникают и проблемы в водоснабжающих организациях: нехватка средств на замену ветхих сетей, необходимо обновлять оборудование, платить рабочим вовремя зарплату, налоги и т. д. Поэтому наши МУПы в районе работают на грани рентабельности. И сегодня требовать качественную воду, но при этом не платить за неё – это неприемлемо для нас. И однозначно: мы будем менять сложившуюся практику. Но в первую очередь мы планируем работать над качеством воды, участвуя в краевых и федеральных программах, активно используя муниципальную программу по модернизации ЖКХ. Поэтому я обращаюсь ко всем жителям Залесовского района: оплачивайте своевременно за предоставленные услуги, как за потребление воды, так и за доставленное тепло, электроэнергию. Рано или поздно те люди, которые будут потреблять воду без приборов учёта, в расчётных листах получат применение увеличенного коэффициента, а следовательно, платить придётся за потреблённую воду приличные суммы.
И сделаем мы это законно.