Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Еженедельная общественно-политическая газета Залесовского муниципального района Алтайского края

659220, Алтайский край, Залесовский район, с. Залесово, ул. Партизанская, 24а
телефон: +7 (38592) 2-22-65
e-mail: nowator@ab.ru

"Эрзянь Мастор". Так просто – быть вместе

Когда в мордовских сёлах и деревнях заканчивались осенне-полевые работы, у селян всех возрастов начиналась пора посиделок. Женщины и девушки пели, плясали да рукодельем занимались. Парни и мужчины развлекали мастериц.

В прошедшее воскресенье, 14 октября, в здании Борисовского Дома культуры состоялись "Покровские посиделки" – настоящие, народные, способные объединить десятки эрзян (этническая группа мордвы) одной невидимой нитью.

У входа нас встречают организаторы праздника: женщины в нарядных платьях, красочных платках, в жемчужных и янтарных бусах. Эрзянки с озорной улыбкой отмечают: 

– Мы наряд и макияж как на вечёрки подобрали, ведь Покровские посиделки – это один из самых ярких и радостных праздников нашего народа. В этот день мы просто обязаны радовать друг друга не только общением, но и внешним видом. 

Неподалёку раздаются переливы гармони: главные гармонисты села зазывают на праздник гостей. 

Повсюду слышны голоса и смех борисовцев. Многие общаются на мордовском языке, что довольно необычно для людей, в первый раз посетивших это село. Мы же здесь уже бывали и не понаслышке знаем, как эрзяне умеют встречать гостей. 

"Шумбрат, ялгат!" 

"Здравствуйте, друзья!" – тёплыми словами приветствует пришедших глава администрации Борисовского сельсовета Валерий Надёжкин. Поздравляя с праздником, здесь принято слегка поклониться и обнять гостей. 

Невольно проникаешься атмосферой единения и общей радости встречи. 

– Каждый праздник для нас – это возможность ещё раз увидеться, вспомнить свои корни, – рассказывает Валерий Фёдорович. –Помимо тематического мероприятия, у нас принято угощать гостей национальными блюдами, которые организаторы и спонсоры сами и готовят. Нам иногда знакомые из других сёл говорят: "Пора бы уже отходить от застолий…" А мы не согласны: так уж у нас повелось с давних времён, а традиции ломать нельзя – народ с широкой мордовской душой не поймёт. Вот сейчас они посмотрят основную программу, потом сами заведутся, попляшут, отдохнут. Между собой пообщаются. Вон, посмотрите, сидят два деда, наговориться не могут. Живут по соседству, а видятся только на наших встречах (смеётся). 

"Эрзянь вечоркат" 

"Мордовские посиделки", как все мы уже поняли, – один из важнейших моментов жизни этого дружного народа. Татьяна Авдошкина, член краевой общественной организации "Эрзянь Мастор", приветствует односельчан и гостей: 

– Дорогие наши, хочу вас поздравить с великим праздником – Покровом Пресвятой Богородицы. Это самый первый предзимний праздник, когда наконец-то житель села может отдохнуть от всех своих огородно-полевых работ, которые длились с самой весны. Сегодня наша встреча построена необычно, мы вам покажем эрзянские вечёрки. Кто-то из вас, возможно, захватил посиделки на Покров, кому-то о них рассказывали бабушки. 

Собирались в этот вечер, как правило, у какой-то пожилой женщины. Вроде и переводили дух от работы, но приходили со своей пряжей, вязанием, вышивкой, пели, плясали и отдыхали душой. 

И вот вашему вниманию – один из борисовских домов, посиделки у Маря бабы… 

"Тон молят тече Маря баба вечоркас?" 

– Ты идёшь к вдове Маря бабе на посиделки? – спрашивает одна женщина другую, выйдя из толпы гостей. 

– Иду. Дрова возьму, лучины. А ты бересты на растопку прихвати. 

Жительница села Маря баба –одинокая, преклонного возраста женщина собирает у себя как женщин в возрасте, так и молодёжь. На невысокой сцене декорации деревенской избы: печь, скамейки, табуретки, на стене – икона. 

Подруги стучат в дом Мари бабы: "Маря баба, тонкудусат (ты дома)?" На что пышнотелая баба зычно отзывается: "Кудусан, кудусан!" 

Далее действие развивается довольно увлекательно: из зала одна за другой начинают выходить нарядные эрзянки, направляясь к дому вдовы. 

Минутой позже и молоденькие селянки стайкой прибиваются на посиделки. Девушки одеты в национальные платья. Надо сказать, в мордовском женском костюме радует глаз многоцветье орнаментов, узоры в котором не случайны, а глубоко символичны. Вот, например, ромб является знаком благоденствия, изобилия, плодородия. От мастерицы требовалась большая точность в вышивании, ведь если она ошибется на один лишь стежок, симметрия рисунка нарушится. 

Эрзяночки присаживаются рядом со старшими подругами и принимаются за вышивку, вместе затягивают весёлую песню. 

Гармонисты тоже не заставляют себя ждать, пальцы бегут по кнопкам – можно продолжать веселье! 

Борисово – село почти мононациональное.
90% жителей составляют представители народности – мордва эрзя. Вторая ветвь субэтноса – мордва мокша, они также проживают в Залесовском районе. Борисово образовалось в 1792 году. После отмены крепостного права в 1861 году сюда из Центральной России прибыли первые переселенцы. Вторая волна переселения совпала со Столыпинской реформой (1905 г.). Выходцы из Саранска – это чистая мордва эрзя. Жители села не забыли родной язык, говорят на нём, поют.

Из истории праздника 

Покров считался женским праздником. Мордовки проводили обряд "Покров Баба". На каждой улице одна из женщин надевала вывернутую шубу, обувала худые лапти, на шею вешала пучок пеньки, из пеньки же делала бороду, садилась верхом на палку, брала в руки веник и так ходила из дома в дом. Войдя в дом, она плясала и пела, веником проводила по стенам и потолку комнаты, как бы выгоняя тараканов и сверчков. 

Одной из задач этого обряда было уничтожение насекомых, но она не единственная. Покров Баба высказывала пожелание женить сына. В каждом доме женщине давали пирог, за который она благодарила: "Пусть уродится хлеб, чтоб на будущий год еще больше был пирог". 

Так же, как и при проведении других мордовских обрядов, исполнение Покров Бабы разрешало несколько задач – семейно-бытовых и аграрных. 

Начиная с Покрова, в мордовских селениях проводился праздник, который был своеобразным ритуалом перехода девушек в старшую молодежную группу. Назывался он "Тейтерень пия кудо" – девичий дом пива. Название его отражало как основной состав участников-девушек, достигших брачного возраста, так и основное угощение – пиво, которое варилось из собранных продуктов в специально нанятом доме. В больших населенных пунктах нередко было несколько таких изб. 

Проводился праздник в течение семи–десяти дней. Готовились к нему задолго: варили брагу, вкусную еду, вышивали подарки к будущей свадьбе, учились причитывать, осваивали искусство многоголосного пения, составляли к предстоящим вечерам отдельные программы для стариков, молодых женщин, молодежи, изготавливали костюмы и реквизит для персонажей народных представлений (Покров Баба, Адямот, Казаки и т.д.). 

"Девичий праздник" как бы завершал весенне-летний цикл молодежных гуляний, во время которых молодые (и их родители) присматривали будущих супругов. Для тех, кто не успел этого сделать, данное празднество было хорошим шансом наверстать упущенное перед зимним свадебным сезоном. 

Тема брака присутствовала на всем протяжении праздника. Так, в один из дней девушки разыгрывали свадебный ритуал, причем в роли "невесты" выступала одна из девушек, первый раз пришедшая в "девичий дом". 

С темой брака тесно переплеталась тема плодородия, которая присутствовала здесь, как и в других традиционных праздниках мордвы. Тем более что основные участницы праздника – зрелые девушки, будущие матери, олицетворяли репродуктивные силы природы. Поэтому их обрядовые действия имели, по народным поверьям, особую силу. Так как праздник "Тейтерень пия кудо" проходил после окончания основных полевых работ, то его участницы часто исполняли песни и припевки, в которых отражена забота об урожае. Перед началом праздника руководительницы праздника – "Отоманки" или "Покшкеть" – ездили на озимое поле, где благодарили богиню плодородия Норов аву за собранный урожай и просили не оставлять людей своими милостями в будущем. 

Девушки также ходили по утрам провожать за околицу стадо, желая скоту уберечься от хищников и принести своим хозяевам больше молока, шерсти и т.п. 

Не последнюю роль играли в "девичьем празднике" и развлекательные моменты. Это было настоящим зрелищем с музыкой, песнями, танцами, играми, ряженьем. Оно собирало множество зрителей, которые и сами принимали участие в веселье. 

В конце октября проходило семейное моление в овине. Хозяин и его жена приносили в жертву Авын аве – держательнице овина – курицу или красного петуха за то, чтобы она помогла им благополучно обмолотить собранный хлеб, не сжечь его при сушке. По наступлении морозов хозяева молились Мороз ате – старику Морозу. Для него варили кисель из овса, ржи или гороха и выставляли его на окно. "Старика" просили принять угощение и не бить озимые посевы. На этом осенние земледельческие ритуалы заканчивались. 

"Эрзянь Мастор". Просто вместе. 

Пожалуй, в каждом небольшом селе есть люди, способные сплотить население, зажечь всех одной идеей. В Борисове это, в первую очередь, Алтайская краевая общественная организация "Эрзянь Мастор" ("Эрзянская земля"), которая активно работает вот уже несколько лет. 

В 2016 году организация впервые приняла участие и получила поддержку в конкурсе гранта Губернатора Алтайского края в сфере некоммерческих организаций с проектом "Коинь – кирда вельмема" ("Возрождение мордовских традиций"). 

– В рамках проекта нами проведён первый масштабный фестиваль национальных культур, моления "Велень озкс", – рассказывает участник организации Татьяна Авдошкина. – Впервые за долгое время на борисовской земле собралось так много гостей. Уже в 2017 году мы подготовили ещё более масштабный проект под названием "Вастома ялгат", но он не был поддержан финансированием. Тогда мы обратились за поддержкой к депутату Государственной Думы Александру Прокопьеву. С его помощью был организован фестиваль, собравший в нашем селе около пяти тысяч человек. В заключение с большой программой выступил знаменитый ансамбль "ТОРАМА" из Мордовии. Музыканты проделали огромный путь в 3500 километров, за что были вознаграждены неподдельным вниманием и признанием: несмотря на проливной дождь, вымочивший зрителей до ниточки, не стихали аплодисменты. 

За эти годы мы не единожды выезжали на фестивали в соседние регионы, районы, на "Бирюзовую Катунь", в город Саранск. 

Просто готовы дарить праздник 

Так и в этот день, на Покров, после участия гостей в народных обрядах, всех пригласили к столу, на котором, помимо прочих угощений, благоухала свежая выпечка. 

Для алтайской глубинки подобные встречи – небывалое событие, и душе становится тепло и уютно от мысли, что есть люди, которые готовы дарить праздник, способствовать сохранению и развитию малой родины. 

Организовали встречу члены организации "Эрзянь мастор" Татьяна Авдошкина и Екатерина Шандер, председатель Борисовского союза пенсионеров Валентина Баранова, молодые эрзяночки Надежда Нуянзина, Алина Бояркина, Лиза Макаренкова, Анастасия Четвергова. В роли Мари бабы выступила Таисия Марина, песнями порадовал народный фольклорный ансамбль "Умарина". Гармонь звучала в руках Семёна Гордяскина, Геннадия Зорькина и Виктора Гридунова. Спонсорами выступили совхоз "Борисовский", Галина Водясова, Александр Микушин. 

От всей души хочется пожелать этим гостеприимным и трудолюбивым людям оставаться такими же лёгкими на подъём, открытыми, гордыми тем, что живут большой, дружной семьёй в живописном селе нашего Залесовского района. 

А нам пора возвращаться. Няемозонк, ялгат (до свидания, друзья)! До новых встреч!

Автор: Елена ЯРОШ


По этой теме: «Эрзянь Мастор». Так просто – быть вместе«Эрзянь Мастор»Так просто – быть вместеКогда в мордовских сёлах и деревнях заканчивались осенне-полевые пора посиделок14 октябряАлтайский крайЗалесовский районЗалесовогазета "Сельский новатор""Сельский новатор"газета«Покровские посиделки» – настоящие«Покровские посиделки»Борисово

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 1514

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика