За сельскими поселениями сохранилось 13 вопросов местного значения, по которым они принимают решения. Остальные полномочия переданы в компетенцию муниципальных районов для их решения по отношению к сельским поселениям, входящим в их состав.
И сегодня с главой района Александром Пластеевым мы будем говорить об исполнении в 2018 году и в наступившем 2019 некоторых, на наш взгляд, самых важных полномочий.
– Александр Валерьевич, какие полномочия были переданы главам по соглашениям в 2018 году, как они исполнялись и какова ситуация в этом вопросе в наступившем году?
– В 2018 году мы передали главам поселений пять полномочий: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения; организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством РФ; организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, и организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Полномочия эти в течение 2018 года исполнялись, и исполнялись, считаю, неплохо. Но сегодня и главы поселений, и администрация района отмечают конкретную сложность в реализации двух из них: водоснабжения и дорожной деятельности. Если в 2018 году исполнение этих работ было профинансировано в необходимом объёме (к примеру, на дорожную деятельность сельсоветам было выделено акцизов на сумму 2402 тыс. рублей, администрации района для работ по Залесовскому сельсовету – на 1914 тыс. рублей), то в 2019 году дорожных акцизов нам выдадут на 2 млн меньше. Почему? В 2018 году депутатами АКЗС была разработана и принята методика, которая распределила акцизы не по протяжённости дорог, а по типу покрытия. То дорожное полотно, которое состоит из асфальтобетонной смеси, стало финансироваться с коэффициентом – 1,7, а грунтовые и гравийные дороги с коэффициентом – 0,2. В последнюю группу дорог попал и Залесовский район. У нас 96% – это грунтовые и гравийные дороги.
В разрезе 60 муниципальных районов уменьшение акцизов коснулось 44 муниципалитетов, увеличение – 16. Самое значительное уменьшение у Троицкого района: в 2018 году акцизов было выдано на 11 млн рублей, в 2019 г. – на 1 млн рублей. Соответственно увеличение произошло у тех районов и городов, у которых асфальтовое покрытие дорог. Если же смотреть на финансирование в целом по краю, то в 2018 году акцизов было выделено на сумму 624 млн рублей, а в 2019 году запланирована на 686 млн рублей, т.е. увеличение произошло практически на 62 млн рублей. А вот в отношении нашего района произошло снижение. Поэтому сегодня и главам поселений, и депутатам сельсоветов надо понимать: это не администрация района уменьшила финансирование на исполнение данного полномочия, а это край по новой методике распределил акцизы. Сумму, которую нам выделили, поделили на 12 месяцев, потому что акцизы приходят пропорционально одной двенадцатой. И что мы имеем? Финансовых средств для проведения ремонтных дорожных работ в летний период и качественной очистки дорог от снега в зимний период явно недостаточно.
– И какой вы видите выход? Как исполнять главам поселений полномочие по дорожной деятельности?
– Выход только в одном: отказываемся от летних ремонтных работ, а финансовые средства тратим на расчистку дорог в зимний период.
– А если дороги улиц и переулков в летний период разобьют дожди, тяжелая техника и они станут непроезжими и непроходимыми? Ведь поднимется волна народного гнева.
– Мы, главы районов, это понимаем, говорим и направили уже второе письмо в АКЗС с просьбой поменять методику распределения финансовых средств либо увеличить дотацию на сумму, которая была в 2018 году. Поэтому сегодня понятна позиция глав поселений, которые частично отказываются от некоторых полномочий, потому что финансовых средств недостаточно. Сложность ещё и в том, что других законных источников внешнего финансового наполнения дорожного фонда у нас просто нет. И сегодня мы вынуждены искать финансовые средства за счёт внутренних ресурсов. При этом остаётся, еще раз подчёркиваю, надежда на распределение дотаций на сбалансированность бюджетов. Хочется верить, что будут учтены наши пожелания, и мы сможем муниципальный дорожный фонд формировать не только из акцизов, но и за счёт полученных дотаций.
– Александр Валерьевич, ещё раз о механизме передачи полномочий и конкретно о сложившейся ситуации в этом вопросе по Шатуновскому сельсовету.
– Полномочия мы передаём при условии обоюдного согласия со стороны депутатов райсовета и депутатов сельских советов. В этом году мы столкнулись с некоторыми трениями. Почему? Потому что финансовые средства для исполнения полномочий выделены в тех лимитах, которые определил районный бюджет, исходя из цифр, определённых краевым бюджетом нашему муниципалитету. Депутаты всех поселений подошли к рассмотрению этого вопроса с пониманием, и только народные избранники Шатуновского сельсовета отказались выполнять эти полномочия, мотивируя тем, что финансовых средств не хватает. Те суммы, которые они называют для исполнения той же дорожной деятельности, в районный бюджет из краевого не поступают. И, к сожалению, понять этого они не хотят. Как и не хотят понять того, что финансирование идёт плановое, как я уже говорил, от одной двенадцатой от годовой суммы.
Также важным остаётся сегодня и тот факт, что есть решение суда по каждому муниципальному образованию, кроме Залесовского сельсовета, о постановке на учёт водопроводных сетей, скважин, другого имущества. В связи с этим суд обязал поставить всё имущество на кадастровый учёт и найти эксплуатирующую организацию, которая занималась бы данной деятельностью.
– Обязал кого?
– Администрацию района – профинансировать, а администрацию сельских поселений – провести эту работу в рамках тех соглашений, которые были подписаны на момент вынесения судебного решения, т.е. в прошлом году. Работа эта ведётся. Отдельно скажу по Шатуновскому сельсовету. Финансовые средства для постановки водопроводных сетей и скважин на кадастровый учёт будут выделены. И когда всё имущество оформится в установленном порядке, оно будет передано на уровень района той организации, которая установит тарифы, согласовав их с краевым управлением по регулированию цен и тарифов, а затем уже возьмёт на себя ответственность по организации водоснабжения в границах Шатуновского поселения. Это займёт, примерно, полгода. Ну а пока соглашение по исполнению данного полномочия с Шатуновской администрацией не подписано. Деньги от населения за пользование водой они не принимают, хотя платить за электроэнергию придётся им, так как муниципальный контракт с энергоснабжающей организацией подписан именно администрацией Шатуновского сельсовета.
– Глядя на действия администрации Шатуновского сельсовета, их примеру могут последовать и другие администрации поселений района.
– А мы к этому готовы. И я говорю это открыто: исполнение полномочий по организации водоснабжения и дорожной деятельности по всему муниципалитету администрация района заберёт себе в течение 2019 года. Мы либо создадим новую организацию, либо найдём муниципальное предприятие, которое возьмёт на себя эти полномочия, плюс организацию ритуальных услуг, содержание мест захоронения и, возможно, ряд других полномочий.
– Чем же тогда будет заниматься глава поселения?
– Вопрос непростой. Наши сельские поселения от 70% до 95% дотируются из бюджета района. И если сравнивать с другими муниципальными районами, то на их территории поселения дотируются в пределах 60%. И когда наши поселения отдадут воду, дороги, кладбища, то, действительно, возникает вопрос: а чем будет заниматься глава администрации? Хотя есть прописанные ФЗ № 131 тринадцать полномочий, и основные из них – формирование, утверждение и исполнение бюджета поселения и владение, пользование и распоряжение муниципальным имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения. И работы здесь очень много, но на 80% территории наших поселений не оформлены ни земельные участки у населения, ни имущество. А это как раз хорошие источники пополнения бюджета поселения, но этим никто из глав не занимается. И в этом я вижу серьёзную проблему. Если глава района в целом должен заниматься социально-экономическим развитием района, то глава поселения должен видеть, какой его территория будет через 5 лет, происходит её развитие или нет, что он сделал для этого.
Одно из 13 полномочий главы поселения – это содействие в развитии сельскохозяйственного производства. И количество вновь образованных сельхозпредприятий на территории поселения – это задача и обязанность главы администрации сельсовета, это обязанность и главы района. Отсутствие бюджетообразующих предприятий на территории поселения существенно принижает статус органов местного самоуправления на сельском уровне.
– Александр Валерьевич, какие ещё есть проблемы по исполнению названных в начале нашей беседы полномочий?
– Как я уже сказал, будем заниматься исполнением представления прокурора района о создании специализированной похоронной службы. Вопросов нет по содержанию кладбищ: этим мы ежегодно занимаемся. По организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора региональный оператор уже начал свою работу, и в течение 2019 года эти вопросы постепенно будут решаться в интересах жителей района.
Таким образом, 2019 год называю переходным и очень сложным, но мы его должны пройти, создав межрайонную организацию по исполнению вышеназванных полномочий, найти источники финансирования её деятельности, и всем нам надо понимать, что всё это будет делаться для наведения порядка и в интересах населения района.
– Спасибо за беседу.