Собеседование по русскому языку, как форма оценки знаний девятиклассников по предмету накануне итоговой аттестации, было опробовано в школах в качестве эксперимента год назад.
13 февраля текущего года учащиеся девятых классов всей страны, в том числе 160 школьников Залесовского района, приняли участие в собеседовании, которое теперь стало обязательной предэкзаменационной формой контроля.
Невозможно владеть родным языком только в письменной форме. Да, можно без ошибок написать текст, выбрать правильную орфограмму в тестовом задании, грамотно изложить мысли на бумаге. Но отсутствие логичной и правильной устной речи сводит все эти знания и умения к минимуму, недостойному настоящего носителя русского языка. Современные школьники, охотнее общающиеся в виртуальном мире, сегодня, как показывает неутешительная действительность, плохо владеют устными коммуникативными навыками. Поэтому экзамен по говорению (а именно так иначе называют собеседование) и был введен в рамках реализации федеральной Концепции преподавания русского языка и литературы.
В Залесовской СОШ № 1 собеседование состоялось для 43 девятиклассников. Кто-то из ребят волновался, кто-то пытался в последние минуты повторить материал, кто-то ни капли не сомневался в своих знаниях. В каждой из трех аудиторий, где проходили испытания, находились три человека: экзаменуемый, организатор-собеседник (учитель, который задает вопросы) и эксперт (учитель-филолог), оценивающий знания и качество речи учащихся. На выполнение четырех заданий отведено 15 минут. За это время нужно вслух прочитать текст, пересказать его, при этом в процессе пересказа необходимо сослаться на цитату, которая касается содержания текста, "вплести" ее в пересказ. Затем – монологическое высказывание – описание, рассуждение или повествование (по выбору учащегося) на заданную тему. И последнее задание – диалог, в ходе которого проверяется умение отвечать на поставленный вопрос, формулировать понятные тезисы, доносить до собеседника коммуникативную задачу. Эксперт принимает во внимание отсутствие сленга и просторечий, правильную расстановку ударений, общее умение выражаться литературно, навыки свободного составления сложных предложений, умение грамотно аргументировать и делать устные выводы.
Сократ:
«Скажи что-нибудь. Я хочу тебя увидеть».
– Во время собеседования ведется потоковая аудиозапись, чтобы при возникновении сомнений эксперт мог повторно прослушать ответ, – рассказывает Николай Солопов, отвечающий за техническую сторону процесса. – Эта запись хранится в школе и на случай проверки данных краевыми специалистами.
– Оценки на собеседовании не ставятся, – объясняет Мария Новоселова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе ЗСОШ № 1. – За качественное выполнение всех заданий можно набрать 19 баллов, проходной "порог" составляет 10 баллов. Преодолевший его ученик получает "зачет" и, соответственно, допуск к ОГЭ. Для тех, кто получил "незачет" или же отсутствовал по уважительной причине, есть дополнительные сроки для пересдачи в марте и в мае.
В этот раз не все девятиклассники района успешно справились с предложенными заданиями, как в прошлом году. Пересдача состоится 13 марта. Теперь у ребят впереди следующий этап, важный и ответственный, – итоговые экзамены. Подать заявление в образовательную организацию с указанием выбранных учебных предметов девятиклассники должны до 1 марта. И хотя кажется, что времени до экзаменов еще много, пролетят эти дни незаметно. Так что усиленно готовиться нужно уже сейчас.