Ставшее уже традиционным общение с журналистами в этот раз вновь продлилось более трех часов. Представители СМИ собрались в кабинете Виктора Томенко вечером 8 августа. Значительная часть беседы была посвящена экономическому блоку. В частности, Губернатор заявил о планах по спасению одного из символов алтайской промышленности – моторного завода, а также рассказал о своём отношении к возможному строительству многоэтажного дома на площади Сахарова и дальнейшей судьбе парка "Изумрудный".
Об инвестициях
– Всегда хочется большего. Не устаю и себе, и сотрудникам Правительства повторять, что нет предела совершенству и не существует ограничений при решении задач, стоящих перед нами. Слишком многое еще предстоит сделать. Но определенные успехи уже есть. За 2017 год объем инвестиций составил 87 млрд руб., в 2018 году – около 110 млрд руб. То есть наблюдается более чем 20-процентный рост.
На текущий год пока можно говорить о приблизительных цифрах, но прирост продолжается. Свои вложения из бюджета мы тоже увеличиваем. Однако это инвестиции в социальные объекты, которые улучшают жизнь, но не являются источником появления новых доходов для подпитывания бюджета региона в дальнейшем.
Рост инвестиций – не самоцель, а важнейшее условие дальнейшего развития. Новые мощности открывают "Бочкари", "Сибирь-Полиметаллы", "Алтайлес". На "Русской коже" все уже готово к работе, идет процесс пусконаладки. Открытие планируем в августе и собираемся пригласить на него министра промышленности и торговли России. "Русская кожа" – один из резидентов территории опережающего социально-экономического развития в Заринске. Во многом предприятие было якорем, благодаря которому краевое Правительство обосновывало создание ТОСЭР.
"ЭкоНива" реализует серьезный проект в Тальменском районе по строительству животноводческого комплекса на 6 тыс. голов. Планы у них очень хорошие. Компании отведена земля. К концу года инвесторы должны получить заключение госэкспертизы.
Сегодня ведется разговор по созданию нового терминала в барнаульском аэропорту. Это позволит серьезно увеличить его пропускную мощность. На воплощение проекта требуется больше 2 млрд руб. Мы стараемся конструктивно подходить к пожеланиям наших действующих предприятий. Когда встречаемся с представителями бизнеса, мой обязательный вопрос к ним: "Что нужно для сохранения объемов или их увеличения?"
Об экономических проблемах тепличного комбината "Индустриальный", Иткульского спиртзавода, Рубцовского хлебокомбината.
– Все ситуации разные. Сто процентов акций "Индустриального" принадлежит Алтайскому краю. Так получилось, что история управления предприятием, выработка стратегии привели к убыточности. Оно производило продукцию, которая стоила меньше, чем тратилось на ее выпуск. По сути, "Индустриальный" находился на конкурентном рынке, не имея перспектив и планов – как бороться за место под солнцем, если все остальные повышают свою эффективность и совершенствуются. Мы же зачем-то каждый год вынимали из бюджета сотни миллионов рублей на поддержку комбината. Хотя деньги могли пойти на больницы, школы и детские сады.
Сейчас удалось договориться с кредиторами, подыскать потенциального инвестора. Предприятие будет взято в аренду, продолжит свою работу, затем через открытые торги будет продано. Все вырученные деньги пойдут на погашение долгов. Да, их не хватит. Придется добавлять из бюджета. Но один раз, и тема закроется. При этом будет инвестор, купивший предприятие и, очевидно, пригласивший часть трудового коллектива на работу. Кроме того, у него есть внятный план по развитию. Это лучше, чем иметь черную дыру, в которую вбрасываешь ассигнации, а света в конце туннеля не видно. Полагаю, идем по правильному пути. У нас много другой работы кроме управления конкретной теплицей. Она не стратегический актив, не атом и не космос. Каждый последующий шаг по сохранению предприятия будет широко освещаться. Больную форму нужно закрыть, здоровое ядро должно остаться.
Теперь что касается частных предприятий. Вы видели директора Иткульского спиртзавода? Почему, когда появляется информация о закрытии, рядом размещается фотография Губернатора или кого-нибудь из заместителей? Мы-то какое отношение имеем к Иткульскому спирзаводу? Под информацией должна быть фотография того, кто это все допустил, и большими буквами написана его фамилия. В работу частных предприятий региональные власти со всеми своими рычагами вмешиваться не могут. Их собственники выбрали такую стратегию поведения, может, где-то рискнули или махнули рукой. Та же самая ситуация и по Рубцовскому хлебокомбинату.
Эти случаи, без сомнения, неприятные. Но они – реальность нашей жизни. Такие ситуации будут происходить в силу природы экономического уклада. Государство должно свою роль в данном процессе, конечно, играть. Контролировать, чтобы люди получили необходимые выплаты, работу, решать вопросы, связанные с экологической составляющей. Нужно понимать: бизнес – частная инициатива, интерес и риск.
О судьбе моторного завода
– Есть несколько предприятий, которые являются символами промышленности Алтайского края. И моторный завод, действительно, к таковым относится. Холдинг "Транспортные компоненты" – новый собственник предприятия. Сейчас он прорабатывает варианты возрождения завода. В июле зарегистрировано юридическое лицо – ООО "Алтайский моторостроительный завод". Большая часть персонала перейдет на работу туда из обанкротившегося предприятия. Имущество, пока на арендной основе, а в последующем – на праве собственности, активизируют в производство. Мы встречались с собственниками. Планы у них есть, будем их поддерживать. Вполне возможно, нам удастся сохранить производство двигателей.
Отмечу, что создание технопарка здесь не планируется. Наиболее подготовленная площадка с этой точки зрения – Рубцовский завод запасных частей. Мы рассчитываем получить на реализацию проекта государственные инвестиции – порядка 500 млн руб. Сейчас готовимся войти в федеральную программу. Кроме того, как известно, край попал в число десяти регионов с низким уровнем социально-экономического развития. Значит, тема с технопарками может продвинуться гораздо быстрее.
О включении Алтайского края в список проблемных субъектов федерации РФ
– Если ты много лет находишься у руля, то тебя всегда преследует образ того состояния, в котором ты хозяйство принял. По сравнению с ситуацией 2005 года, то, что удалось в крае сделать к 2018 году, это движение вперед. Другое дело, что накапливались проблемы объективного характера. Надо называть вещи своими именами, ничего страшного тут нет. Честный и объективный разговор с жителями – основа доверия и поддержки. Я слишком этим дорожу, чтобы разменивать на менее значимые вещи – мои эмоции, чьи-то оценки или имидж. Но при этом не хотелось бы забывать или принижать что-то из того, что делается. Мы про все будем говорить, не замалчивая проблемы. Института кураторства бояться не надо, это не внешнее управление. Это не дополнительная опора хромающему главе региона или правительству, это способ организовать деятельность на уровне федеральной власти, дополнительная возможность для нас.
О школах
– В Барнауле будет построена самая большая в крае школа на 1100 мест. Меня спрашивают: "Где еще есть необходимость в таких учебных заведениях?" Для крупных городов с достаточно плотной схемой расселения вопрос создания больших школ актуален. В Барнауле образовательное учреждение на 1100 мест будет построено и точно станет востребованным. Сегодня у нас, примерно, 270 тыс. ребят ходят в школы с 1-го по 11-й класс. Из них 40 тыс. учатся во вторую смену, и эту проблему тоже нужно решать.
Поэтому до 2024 года в крае предстоит создать около 20 тыс. школьных мест. Учреждения продолжат возводиться и в краевом центре, и по всему региону. В Бийске есть потребность в крупных школах. Речь идет также о реконструкции и капитальном ремонте действующих, необходимо довести их до современных стандартов. Надеюсь, наше участие в нацпроектах и предложения, внесенные в программу ускоренного социально-экономического развития края, позволят приблизить сроки сдачи объектов.
О мусорной теме
– В реализации реформы ТКО мы действуем в рамках федерального законодательства. Думаю, нужно занести в актив то, что удалось миновать коллапса. Крупные населенные пункты в приемлемой форме переключились на новый формат работы. Наиболее сложная ситуация в тех, где процесс вывоза мусора не был никак ранее организован.
Плюс реформа касается только твердых коммунальных отходов. А деревья, ветки, строительный мусор к таковым не относятся. Как быть с ними? Проблемы в этом тоже есть.
Сложность заключается и в огромном количестве участников процесса. Региональные операторы, районные власти, сельские администрации, представители регоператоров на территории. Была привычная ранее система, сейчас она полностью изменилась. Понятно, остались недовольные, возможно, потерявшие свой бизнес. И они не особо заинтересованы в развитии. Совокупность обстоятельств приводит к тому, что кое-где реформа пробуксовывает. Но регулирование законодательства, работа с регоператорами, взаимодействие с жителями позволяют двигаться вперед. Думаю, необходимо оказывать помощь муниципалитетам в создании контейнерных площадок. В текущем году выделим деньги. Обустройство площадок – вопрос местного значения, но все необходимое внимание краевых властей будет сфокусировано на решении этой задачи.
Также к декабрю планируем подключить к вывозу мусора большую часть населенных пунктов, где ранее такая услуга не оказывалась в принципе. Я оцениваю эту задачу как очень сложную для исполнения, но возможную. С учетом того, что жители, власти всех уровней, региональные операторы будут понимать – назад хода нет. В реформу мы уже вступили, большую часть пути прошли, много шишек набили – нужно идти до конца. Тем более, что в тех городах и районах, где наладили четкое взаимодействие между участниками процесса, люди уже почувствовали разницу – исчезли многие свалки, мусор в околках и лесах, стало заметно чище.