Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Еженедельная общественно-политическая газета Залесовского муниципального района Алтайского края

659220, Алтайский край, Залесовский район, с. Залесово, ул. Партизанская, 24а
телефон: +7 (38592) 2-22-65
e-mail: nowator@ab.ru

На корабле судьбы свои правила

День Военно-морского флота – праздник бурной стихии и мужества сердца. Люди, когда-либо встретившиеся с большой водой в качестве военнослужащих, раз и навсегда учатся лихо преодолевать высокие волны судьбы.

С морским ветром они впитывают умение ответственно относиться к своему делу, не опускать руки и надежно нести вахту, помня, что за ними целая страна, любимый дом и близкие люди. И это на всю жизнь остаётся их главной задачей, как на воде, так и на суше.

В Залесовском районе в канун праздника многие жители вспоминают непростую службу в ВМФ. Некоторые из них прошли срочную службу и вернулись домой, а кто-то успел "сходить" за экватор. А есть и истории возвращения к далёким берегам.

Уроженец села Залесово Григорий Емельянов был призван Залесовским РВК на Тихоокеанский флот в ноябре 1970 года. Прослужил по 1973 год на острове Русский в бригаде тральщиков малого противолодочного корабля.

– В ходе комиссии из района отобрали двоих: меня и Николая Шалагина. Он теперь в Заринске проживает, – рассказывает Григорий Афанасьевич. – Нам вручили документы, и мы своим ходом (на автобусе и электричке) отправились в путь. Неделю жили в Барнаульском экипаже, затем сформировали эшелон и мы поехали на Дальний Восток. Николай попал в морскую авиацию, а я – на надводные корабли. Закончил Электромеханическую школу на острове Русский, после окончания служил на тральщике (водозамещением 900 тонн).

Служба Григорию нравилась. Уже через десять месяцев юноша был назначен старшиной команды ПЧ-5.

– Я командовал мотористами, в наших руках было сердце корабля. В дальний поход, за экватор, я не попал. На третьем году службы мы перегнали наш корабль "Приморский комсомолец" на ремонт в Хабаровск, где простояли два месяца. Оттуда я и демобилизовался в ноябре 1973 года.

Служить мне было почётно. Если б не взяли туда, многое бы потерял. А там многому научился, немало понял. Ведь до службы дальше деревни я нигде не был.

Первое время было непросто привыкать: режим дня – всё по секундам. В том числе 45 секунд на то, чтобы по команде одеться и стоять подпоясанным ремнём в проходе.

Кому-то было особенно сложно – и этого не скрыть. С подножья нашего учебного отряда, если нет тумана, видно Владивосток, морской вокзал. Очень красиво! Корабли снуют по бухте, стоит трофейный теплоход "Советский Союз"... Смотришь на стоящего рядом матроса, а у него слёзы текут… Но особенно трудно приходилось драчливым, тем, кто на суше привык проявлять некую агрессию. Здесь же из них всю спесь "выбивали".

– Значит ли это, что "дедовщина" процветала?

– Не так, чтобы сильно, но... разгильдяев перевоспитывали. Тех, кто не желал служить, работать, подчиняться старшим по званию.

– Незадолго до призыва в армию вы обзавелись семьёй. И вдруг – долгая разлука…

– Да, в конце июля сыграли свадьбу, а в ноябре я встал в строй. Мы уже ждали дочь, которая на свет появилась в марте. Так я приехал в первый (из двух за три года) отпуск.

– Как справились с акклиматизацией?

– Сначала, конечно, были проблемы. Климат морской, отличительный от нашего алтайского. Влажность даёт о себе знать: появляются фурункулы, нагноения на теле. Но в течение двух-трёх месяцев всё это проходит. С морской болезнью та же история – вышел три раза в море и забыл, как неприятный сон.

– В годы службы вам вручена государственная награда СССР – медаль Ушакова. А вручается она за личное мужество и отвагу.

– Мы участвовали в спасении советской атомной субмарины К-19, потерпевшей в феврале 1972 года столкновение с гидрографом. В это время лодка находилась в северной части Атлантического океана на глубине 120 метров. Произошёл пожар в 8 и 9 отсеках. Отбуксирована на базу. Погибли 28 человек на лодке и 2 спасателя. 12 матросов пробыли в заточении в 10-м кормовом отсеке 23 дня без света, пищи и со скудными запасами воды, получая из центрального поста только воздух. В конце концов лодку подняли, за что и были награждены. Спасена большая часть экипажа.

– Как складывалась жизнь после службы? Не тянуло к большим берегам?

– Часто вспоминал, не скрою. После демобилизации я работал сначала мастером в Залесовском СПТУ-17, потом инженером по эксплуатации, начальником колонны в Сельхозтехнике. А в 1976 году признан победителем соц. соревнования в Алтайском крае, за что получил новенький автомобиль "Жигули".

– Ничего себе! И всё же вы вернулись во флот?

– Вторая дочь родилась уже в 1979 году. А в 1980 году мы всей семьёй отправились снова на службу. Захотелось испытать себя, поработать по-настоящему, в суровых условиях. Сначала уехали в Магадан, потом во Владивосток.

В Магадан на Аткинскую автобазу из Залесова мы вылетели 7 июля, в это время там снег лежал. А 1 сентября уже по колено навалило. 30 дней без снега – для этого северного города уже лето. Условия очень жёсткие. Поселились мы в засыпном домике 1937 года строительства, возведённого ещё для осуждённых. Как сейчас помню, за 300 рублей купил. Когда афганские события начались, я в поток и попал. Приехали во Владивосток, где я вернулся в часть, в которой проходил срочную службу. Служил начальником артиллерийского склада. Была мысль остаться, но решающую роль сыграло то, что на острове не было детского сада. С двумя детьми это сложно, поэтому принял решение уйти.

Собеседник признаётся, что семейная жизнь не сложилась. Вернувшись, снова трудился в Сельхозтехнике. Уезжал в Барнаул, где работал начальником ЖЭУ на Потоке. Затем снова приехал в район, где шесть лет проработал главой администрации в Тундрихе.

– Григорий Афанасьевич, есть пример, помогающий твёрдым шагом двигаться по дороге жизни?

– Мой отец воевал в Великую Отечественную. Однажды они с братом (танкистом) попали в переделку. Позже он рассказывал: "Я его обнял и напомнил о том, что мы должны сделать всё, чтобы не стыдно было родителям за нас…" В том бою брат отца погиб. Отец похоронил его: выкопал яму, закрыл платком лицо… ведь гробов не было.

Так я всегда, когда за что-то берусь, то думаю, что если делать – то делать хорошо, а если нет, то и пытаться не стоит.

– Ваши напутственные слова молодым?

– Родине служить почётно. Испытывайте себя, не стыдитесь. А если случится неудача – преодолевайте. Я "ушёл" из дома в 1968 году, поступил в училище, которое окончил с отличием. Всегда старался чего-то добиться. Не люблю заискивать перед людьми. Иду напролом, хоть эта черта характера мне зачастую мешала.

Бывало, работал на старой машине, но всегда был в передовиках. Как говорится – "Или грудь в крестах, или голова в кустах". Особенно в Магадане закалился. Там выживают те, кто не дал другим сесть тебе на шею.

Сегодня Григорий Емельянов уже девятый год на пенсии, является председателем административной комиссии в селе Тундриха.

– И ваши поздравления коллегам, в том числе тем, кто навсегда связал свою жизнь с Военно-морским флотом?

– Пусть море вашей жизни всегда будет спокойным, а на горизонте светит маяк с родных широт! Радости, роста, семейного счастья! Пусть сбудется каждая строчка из желаний, а ангел-хранитель всегда оберегает вас!

Автор: Елена БАХАРЕВА


По этой теме: К Дню Военно-морского флота РФНа корабле судьбы свои правилаНа корабле судьбысвои правила Григорий ЕмельяновАлтайский крайЗалесовский районЗалесовогазета "Сельский новатор""Сельский новатор"газета

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 577

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
Яндекс.Метрика