Степан родился и вырос в многодетной семье в селе Муравей. С одиннадцати лет занимался в Детской музыкальной школе, осваивал гитару. После девятого класса поступил в лицей с профильным уклоном "история и право".
– Степан, как ты принял столь масштабное решение?
– Определённой цели ещё пару лет назад у меня не было. Поступил в лицей, начал заниматься в хореографической, в вокальной и театральной студиях. Спустя полгода я чётко понял, что буду поступать в театральный. Родные, друзья, знакомые – все, кто знал, поддержали.
– За принятым решением – нелёгкий путь. Как всё начиналось?
– Я должен был улететь 26 апреля на первый тур. Но в связи с пандемией этого не произошло. Поток был большой – более 3000 человек в каждый вуз. Первые туры перевели в формат "видео". Мы записывали сюжеты, в которые входила чтецкая программа: басни, стихотворения, проза, а также песня. Некоторые вузы требовали вставить этюд: например, наблюдение за животными (я выбрал обезьянку). Другие – рассказать о себе.
В первом туре всё это отправляем. Далее приходит сообщение о том, что я прошёл в следующий тур, и прилагается творческое задание.
Я отправлял документы в три московских вуза: МХТ, Щукинское и Щепкинское училища. А также в Санкт-Петербургскую мастерскую Черкасского.
Каждая мастерская давала своё задание. В "щуку" мне нужно было записать интервью, как я сам у себя его беру. Записано было с пятидесятого дубля (смеётся). Большинство роликов мы снимали с братом. Для этого оборудовали зал, передвигали мебель, подбирали ракурс. Отмечу, что ни одно видео не склеивали, делали всё без монтажа, что в дальнейшем тоже сыграло роль.
– И вот первый тур пройден.
– Второй тур так же – разные творческие задания. А вот уже третий, предэкзаменационный, тур – очный. Я попал в первую волну, а из-за того, что приехал из провинции, меня поставили в самый конец. Дело в том, что сразу после третьего тура начинается конкурс.
В Москву меня сопровождал старший брат Иван, хорошо знакомый с этим городом. Три дня он был со мной, после чего улетел. Кстати, в этом году он закончил Алтайский государственный педагогический университет, поэтому времени было достаточно.
Сходили в Щукинское. Я слетел. Набирал достаточно молодой педагог, которому, примерно, лет сорок. Признаюсь, педагоги там не мои по духу и мировоззрению.
Далее у меня было пять свободных дней, которые я потратил на повторение программы и прогулки по Москве.
Идя во МХТ, большинство абитуриентов берут основу – классику. В этом году мастер решил набирать неординарных детей. В том числе просил читать матом. Мы к такому не готовились… Здесь также прерывали, не пытаясь узнать о человеке больше. Из нашей пятёрки прошла одна девушка.
– И вот оно – заветное Щепкинское?
– Сюда я хотел с самого начала, привлекал и очень хороший педагог – советский и российский актёр театра, народный артист РФ Владимир Сулимов.
Здесь я убедился, что педагоги слушали всю программу от начала до конца. При этом они с самого начала просили представиться, рассказать о себе, о семье, об учёбе. Им действительно интересно, что за человек к ним пришёл.
Всё прочитал, станцевал танец в стиле джайв (афроамериканское направление). Далее нам играли на фортепьяно мелодии, нужно было понять характер и выразить в танце. Так завершился третий тур.
В двенадцатом часу ночи пришли результаты – я допущен к конкурсу, который должен состояться… на следующий день. И я иду во второй пятёрке.
– Это, пожалуй, самый волнующий этап, ведь ты уже почти у цели. Почти…
– Это точно. В конкурс входят: пластика (разминка, координация, ловкость, танцы, баттл и так далее), коллоквиум – встреча с педагогами, где в ходе беседы определяющим является общий уровень твоего развития.
Между пластикой и коллоквиумом была одна минута, за которую я переоделся, умылся, причесался и предстал перед собеседниками в рубашке.
Здесь мне повезло. Были очень сложные вопросы по пьесам А.Н. Островского или об актёрах и режиссёрах Малого театра. Мне известны эталоны актёрской игры, а их достаточно много.
Меня спросили, откуда я. Услышав, что из маленького села, очень удивились.
В ходе беседы прозвучал простой вопрос:
– Чем вы занимались две недели в Москве помимо поступления?
– Во МХТе и "щуке" слетел, – отвечаю. – В остальное время гулял по достопримечательным местам: собор Василия Блаженного, Красная Площадь, Выставка достижений народного хозяйства…
– Хорошо. Зачем вам это?
– Я учился в лицее, в историческом классе. Все эти достопримечательности видел только на картинках, а мне интересно увидеть их воочию.
Упоминание об историческом классе сыграло свою роль. Мне задали вопрос:
– Какие исторические пьесы вы читали?
Я вспомнил "Капитанскую дочку", "Войну и мир", ответил на все вопросы относительно этих произведений. После чего меня отпустили.
– Появилось ощущение того, что ты прошёл?
– Нет, абсолютно. Поступало очень много сильных ребят со всей страны. Кто-то с пяти лет на сцене. Плюс всё субъективно: ты не знаешь, что на самом деле нужно педагогам.
– Как узнал о том, что цель достигнута?
– Результаты пришли в половине второго ночи. У меня глаза уже устали, пролистал список… и не нашёл своей фамилии. Посмотрел ещё раз – ну вот же я! Написал в "беседу" семьи в мессенджере WhatsApp и спокойно лёг спать.
За коллоквиум я получил 83 балла из 100, за пластику – 96 баллов и за актёрское мастерство – 95. Так более чем из 3000 человек 25 человек взяли на бюджет. Пять человек "платников", готовых платить за обучение 480 тыс. руб. в год. И "целевики" – тоже пять человек.
– Впереди четыре, мягко сказать, насыщенных года.
– Да, обучение с девяти утра до восьми вечера. Один перерыв на обед. Основная стипендия – 2500 руб., учишься хорошо – 10000 руб. От общежития – полчаса ходьбы.
Первые два года – исключительно учёба. Если ты со всем справляешься, не имеешь задолженностей, на третьем курсе разрешат участвовать в съёмках фильмов, есть шансы получить роль в спектакле.
Сейчас цель – развиваться, чтобы моё хобби, которым я занимался с одиннадцати лет, превратилось в профессию. Чтобы я этим смог в дальнейшем обеспечить себя, семью. Добиться успеха, в том числе и как продюсер, режиссёр. Это тоже очень интересно.
– Степан, спасибо, ты действительно способен вдохновлять. Для многих ребят ты сейчас пример. Твои напутственные слова школьникам и не только?
– Родителям, близким – верьте в своих детей. Ребятам – если чего-то хотите, то работайте, делайте. Не анализируйте бесконечно, не сомневайтесь! Есть желание? Двигайтесь вперёд, открывайте новые двери. Достигайте цели, за которой обязательно последует исполнение мечты.