Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Информационная общественно-политическая газета Крутихинского района Алтайского края

658750, с. Крутиха, ул. Ленинградская, 28
телефон: +7 (38589) 2-22-65, 2-23-65, 2-23-75, 2-13-45
e-mail: obnova_2@mail.ru

Две деревни - одна история

Летопись села Волчно-Бурлинское

Из книги А. Коровина Увеличить фото

Населенный пункт Волчно-Бурла (первоначальное название деревни – Волчья) возник в период первой половины 17 века и располагался в северной части озера Волчье в районе речки, ныне называемой Башариха. По данным Сибирской Советской энциклопедии, точная дата возникновения села – 1727 год. Известно, что село образовалось из двух деревнь – Волчья и Бурлинская. В наиболее ранних списках от 1759 года первыми поселенцами значатся Казанцев Алексей и Решетников Кирилл в Волчьей и Толмачёв Фёдор и Чулков Пётр в Бурлинской деревнях. Наименование деревни произошло, очевидно, от названия озера Волчье. На картах южной части Сибирской губернии за 1765 год значатся озеро Волчье и деревня Волчья. Деревня же Бурлинская, названная по реке Бурла, на картах не значится. В целях пополнения численности малонаселённых заборовых деревень по приказу областного правителя генерал-майора артиллерии Миллера в Волчью было переселено 23 семьи с общим количеством 86 душ. Общая численность двух деревень к 1782 г. составила 258 душ. В 1760 г. жители деревень были приписаны к колывано-воскресным заводам, принадлежавших императорскому двору и должны были дважды в год выполнять так называемый заводской оброк. Работы были разные: подвоз руды, заготовка и доставка дров, сена и др. Время пребывания на обязательных работах летом: для пеших – 17 дней, для конных – 8,5 дня. Зимой пеший крестьянин должен был отработать 22 дня, конный – 15 дней. Для жителей Волчно-Бурлинской выполнение заводского оброка отягощалось ещё и большим расстоянием 200-250 верст до места расположения заводов. Конный мог затратить на путь около 10 дней, пеший же 16-20 дней. С отменой крепостного права в России в 1861 г. на Алтае заводской оброк заменили денежным. Размер оклада и раскладка повинностей в 1833 году выглядели следующим образом: подушная подать – 1 руб. 80 коп., оброчная подать – 1 руб. 50 коп., оброчная подать в доход кабинета его величества царя – 4 руб. 50 коп. и другие. Всего же, вкупе с натуральными повинностями и другими сборами, оброки составляли 13 руб. 59 коп. на душу или 19 руб. с годного работника (женщины в расчет не брались). Крестьяне стали вольны в заработке, это сказалось на росте притока населения из других губерний, проводимых царским правительством с целью колонизации Сибири. Так, к 1911 году в Волчно-Бурле насчитывается уже 849 дворов с населением в 6316 человек. В этом же году было организована Волчно-Бурлинская волость в составе трёх сёл: Лешачьи озера (романово), Маловолчанка, Волчно-Бурлинское. В селе имелось: 1 церковь, 2 школы (для мальчиков и для девочек), 2 кожевенных завода, маслозавод, 4 мануфактурных лавки, кабак, 20 ветряных и 1 водяная мельница. В 1882 году Волчно-Бурлинское имело 352 168 десятин пахотной земли. Пользование землей было захватное, каждый крестьянин имел право засевать столько, сколько мог обработать. И лишь в 1910 г. было проведено межевание: на каждую мужскую душу, независимо от возраста, было выделено по 12 десятин земли.

Из книги А. Коровина Увеличить фото

Культурная жизнь До революции в селе ни клуба, ни библиотеки не было. Жители в большинстве своём были неграмотными. Веселились кто как мог. Царским правительством и церковью было придумано очень много праздников: день коронации царя, например, рождение членов царской семьи, множество церковных праздников. Все эти дни отмечались общим бездельем: люди ходили друг другу в гости, пили водку или брагу, пели песни и устраивали драки между собой. Распространение водки царское правительство поощряло, так как водка приносила большой доход в казну и была монополией самого царя. В 1882 г. в Бурлинской волости было 11 кабаков и 4 церкви, а вот школа была всего одна на 27 населённых пунктов. В Волчно-Бурлинском церковно-приходская школа появилась в конце 80-х годов 19 века. В 1888 г. в ней обучалось 18 мальчиков и 9 девочек. Надзор за воспитанием и обучением полностью осуществлялся церковью и местным попом, который вел уроки закона божьего, прививая детям повиновение начальству, любовь к царю и страх за ослушание наказанием божьим.

Из книги А. Коровина Увеличить фото

От люльки к свадьбе Вообще, церковь имела огромное влияние на сельчан. Родившийся ребенок в первую очередь должен был получить имя, для этого родители везли его в церковь, иногда в другую деревню. Там его крестил батюшка, нарекая именем того или иного святого. Дома его ждала люлька, подвешенная на крючок под полатями, соска, сделанная из холщовой тряпки. И ребёнок рос не только под строгим контролем родителей, но и церкви. Фабричная игрушка в деревне была исключением, в основном дети играли тряпичными куклами, сшитыми мамами и бабушками, тряпичными же мячами, в лучшем случае кожаными, корабликами из щепок. Самой, пожалуй, любимой была игра в лапту, зимой – катание на самодельных коньках или на саночной карусели. Для этого вмораживали в озеро жердь, на неё надевали колесо от телеги, к нему крепили жердь, а к жерди привязывали санки и раскручивали карусель до тех пор, пока кто-нибудь из катающихся не вылетал из санок от скорости. Очень серьезно подходили к такому обряду, как свадьба. К выбору жениха или невесты готовились очень тщательно, ведь муж и жена выбирались не на день, а на век: “Замуж выйти не напасть, как бы замужем не пропасть”, – говаривали старики. В выборе невесты участвовали все родственники жениха, и если он сам не определился с девушкой, сами предлагали ему суженую, обсуждая все её качества. Критерием являлась не любовь молодых людей, а экономическая сторона дела, и жених, и невеста должны были быть примерно одинакового положения и достатка. Периодом свадеб считался мясоед – время между Рождеством и Масленицей. Непосредственно самому венчанию предшили рубашки жениху и невесте. Затем в дом приходили парни и начиналось гулянье с песнями и плясками. За несколько дней до венчания к невесте приезжал жених с родственниками и своим вином и устраивался пропой, а попросту – гульба. После него родители невесты ехали смотреть хозяйство жениха и осматривали все уголки хозяйства. После обряда родительского благословения непосредственно в день венчания, молодые несколькими повозками ехали в церковь, а приданое молодой жены перевозили в дом мужа. Расплетённую к венцу косу молодой заплетали свахи прямо за столом в две косы, так девушка становилась просто бабой. Здравоохранение Об охране здоровья своего народа царь-батюшка не очень беспокоился – в селе ни врача, ни больницы до начала 20 века не было. Во всем Барнаульском уезде, включая и сам город Барнаул, в 1900 году было 11 врачей, 8 фельдшеров, 1 фельдшерица, 11 повивальных бабок. Больница появилась лишь в начале 20 века и располагалась в Крутихе за 35 верст до нашего села. Все болезни считались наказанием божьим, потому и лечились в основном молитвами, ходили к знахаркам и бабкам, те лечили молитвами и заговорами. Такие болезни, как тиф, скарлатина, оспа и другие, были постоянными спутниками сельского жителя. Смертность доходила до 50% и более. Война 1914 года До жителей села известие о войне дошло лишь в конце августа. люди убирали урожай, когда на поле прискакал всадник, вручил повестки молодым парням и помчался дальше на другие поля. Все бросили работу и поехали домой. На следующий день начались проводы ополченцев в Камень на сборный пункт. Женщины и дети голосили, мужчины пели песни, играли на гармошках. На окраине села прощались, это место называется Песчаная гора, про которую даже частушку сочинили: “Ты Песчаная гора вся слезами улита”. Время шло, а конца войне не было видно. Одна за другой семьи получали извещение о ранении или гибели близких людей. Настроение людей всё больше угнеталось, раненые солдаты, возвращаясь с фронта, говорили о народной смуте и каких-то большевиках, которые подговаривают людей свергнуть батюшку царя и покончить с войной. В феврале 1917-го произошла революция, о которой в селе передавали на ушко один другому, никто не хотел верить, что царя больше нет. Тем более, что никакого изменения в жизни крестьян не произошло, они по-прежнему платили подати земским правителям.

Из книги А. Коровина Увеличить фото

Становление Советской власти Если в Петрограде, Москве и других городах власть перешла к Советам в октябре 1917-го, то в Каменском уезде она еще в декабре находилась в руках буржуазии. 29 декабря в Камне открылся 4 съезд рабоче-крестьянских депутатов, где было принято решение об упразднении земства и организации вместо него Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Становление власти у “тёмных” крестьян шло с большими проблемами, люди не верили никому, в селах процветали разруха и пьянство. Волчнобурлинец Боровиков соорудил большущий самогонный аппарат, поставил его в бору и круглыми сутками варил там самогон для продажи, его “заводом” пользовались многие селяне. В Каменском уезде, куда входила Волчно-Бурлинская волость, зверствовали белогвардейский офицер Бессмертный, поручик Воронов и чех Гольдович. Первой жертвой их стал фронтовик Василий Казанцев, а первая массовая расправа над жителями Волчно-Бурлинского была произведена в конце сентября 1918 г. Подозреваемых в пособничестве большевикам арестовали, избили, местный поп отслужил по ним, живым еще, панихиду и мужиков под конвоем повели на кладбище, где расстреляли. По инициативе большевиков Скрябина и Казанцева в селе была организована нелегальная группа партизан, куда первоначально входило лишь 12 человек. Потом группа разрослась до 200 человек оформилась в боевую единицу партизанского движения. В период с ноября по декабрь 1919 года были освобождены от белогвардейцев крупные города Сибирской губернии, волчнобурлинцы воевали в составе 8 Бурлинского полка и потеряли 34 человека, которых захоронили в общей могиле на центральной площади села. Колхозы В 1931 г. в Волчно-Бурле вместо коммун “Путь Ильича” и “Юный пахарь” появился новый колхоз “Кузбасс”, в 1932 году – “15 лет Октября”, в 34-м ещё три хозяйства: имени Тельмана, имени Литвинова, имени “Первого августа”. Коммуны были переведены на устав сельхозартели. В 1936 г. в селе появилась машинно-тракторная станция, которая имела 40 тракторов разных марок, 15 зерновых комбайнов, 15 сеялок, 35 плугов. С появлением тракторов и других сельхозмашин труд селян очень облегчился, увеличилась и урожайность культур. Например, в 1937 г. урожай в колхозах Волчно-Бурлы был собран по 18 ц/га. 22 июня, ровно в 4 часа... Голос выступившего по радио министра иностранных дел СССР Молотова с сообщением о начале войны был услышан и в далёком сибирском селе. И вскоре снова, как и в 1914-м, толпы людей потянулись вдоль улиц села, провожая на фронт мужей, сыновей и отцов. Песчаная гора вновь была омыта слезами. На фронт ушли все мужчины, кроме стариков и калек. За штурвалы тракторов, к верстакам пимокатной мастерской встали девушки и женщины. Всё для фронта, всё для победы! Только за один 1942 г. жителями Волчно-Бурлы было отправлено на фронт 150 пар валенок, 200 полушубков, 300 пар рукавиц и много других вещей. А о славных подвигах сибирских воинов было немало сообщений в газетах и приказах Верховного Главнокомандующего. Закончилась война, отгремели салюты Победы. Жизнь медленно, но верно входила в обычное русло. В селе постепенно налаживалась работа, открывались новые магазины, рождались новые семьи. В нынешнем году Волчно-Бурлинское праздновало свой 290-летний юбилей. Были в его истории и счастливые, и горестные дни. Но оно продолжает жить, несмотря ни на что. А значит, впереди у него ещё много светлых и радостных событий.

Автор: Елена Неволина


По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 3697

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика