Но в телефонном разговоре с главой Н. И. Зыряновым чувствуются какие-то напряженные нотки. Что не так, Николай Иванович, есть недовольные? Оказалось, что есть и по разным причинам. Понятны те, кому не успели завести воду в дом. А кому завели? Качество работ не устраивает или качество воды? А тут ещё и коммунальщики в накладе остались – не все спешат рассчитаться, очевидно, полагая, что за общий водопровод деньги отданы, остальное, мол, “простим”…
Надо признать, что обошёлся водопровод для одной улицы и бюджетам и народу недешево – 450 тыс. р. Собирали на реконструкцию всем миром поровну: районная власть, сельская и проживающее население. Жители 150 тысяч рублей раскинули на 25 дворов, каждому вышло по 6 тыс. И всё-таки больше довольных – в доме есть вода!
Сколько ещё за неделю устранено локальных аварий? Порой даже не локальных, а точечных. К примеру, в райцентре в пятницу систему отопления для многоквартирного дома восстановили, а через 3 дня опять раскопали рядом. Опять течь, опять утеря тепла. Жильцы “подсказывают”, что, мол, надо бы трубы-то на новые заменить, а не старые латать… Ах, если бы они знали, сколько таких труб, нуждающихся в срочной замене, лежит в крутихинской земле!
Еще чаще наряду с подсказками, как работать коммунальщикам, какие трубы уложить, какие менять, слышим мы в их адрес недовольные претензии о том, что ничего-то они не делают, что только к концу лета начинаются работы, а потому не успевают ничего… В общем требований, жалоб, неудовольствий в адрес коммунальной службы мы набрали много и начали разбираться с данной системой, чтоб пристыдить, оказать содействие или вывести на чистую воду. Но не тут-то было...
В карете прошлого далеко
не уедешь
Десятилетиями в советское время социальная и инженерная инфраструктура села (жилой фонд, объекты образования, культуры, здравоохранения, бытового и торгового обслуживания, коммунального хозяйства и благоустройства, дорожная система и т. д.), т.е. среда обитания сельского труженика формировалась как не выделяемая из структуры сельхозпредприятий отрасль.
Расходы на содержание ЖКХ в структуре себестоимости сельскохозяйственной продукции колебалась в пределах 30-50%. А в конце финансового года, государство, как правило, списывало все убытки производства зерна, молока и мяса, в том числе и затраты на ЖКХ. В селах был практически коммунизм. Население в большинстве случаев не платило за воду, за жилье, за тепло. Так было принято. Вода считалась бесплатной.
В конце концов, сельскохозяйственные предприятия обанкротились, государственных не осталось совсем. Общества, созданные на крохах оставшегося имущества, не смогли, как в добрые времена “развитого социализма” содержать клубы, котельные, водозаборы и скважины. Всё было передано в муниципалитеты. Переданы-то переданы, но без восстановительного ремонта. Какие были, такие и будьте любезны получить. Прошёл ещё не один десяток лет, и что имеем? Большой износ оборудования, ветхие сети, качество воды – никудышное.
Мечты летели
быстрее разума
Отличительной особенностью сельской местности от городской является то, что в городе большую часть собственности составляет обобществленный жилой фонд, занимающий компактную территорию, а на селе, наоборот, – индивидуальные дома с приусадебными постройками, рассредоточенные на большой территории. Поэтому для содержания жилищно-коммунального хозяйства, замыкавшегося в основном на конкретном объекте (школа, клуб, больница) в сельской местности, требуется значительно больше затрат, поскольку удельные затраты на техническую эксплуатацию объектов ЖКХ в силу объективных причин (разбросанность объектов, большая протяженность коммуникаций на единицу производимой коммунальной продукции и т.д.) гораздо выше. По этим же причинам и удельные капитальные вложения на развитие инженерной инфраструктуры сельской территории (в расчете на одного жителя или на 1 кв. м площади) более высокие.
В огне не горят,
в воде не тонут
Что это? Тарифы!!! Мы так и не можем понять, что такое наши тарифы. Тарифное законодательство настоль запутано, тарифы принимаются волевым решением сверху без экономического обоснования, и каждый год они растут и растут, а ситуация не улучшается. Почему? Пожалуй, главная причина – стоимость угля, электроэнергии и ГСМ, на которые тариф увеличивает ежегодно, в общем итоге 15-20%. Убытки может посчитать даже школьник.
С другой стороны, содержать источник тепла средней мощности в городе гораздо выгоднее, чем 20 маленьких котельных, разбросанных по району. Выходит, что тарифы, установленные по единой системе без разграничения понятия – село или город, у сельских коммунальщиков заметно занижены. Если работать по ним, то работать по нулям: можно заплатить за уголь, электроэнергию, ГСМ, налоги, но не выдать тогда зарплату. Или, наоборот... В общем, на что-то обязательно не хватит!
так и хочется пригласить наших московских “законодателей” в сибирскую глубинку в небольшое село для эксперимента. Пусть покомандуют сельским ЖКХ. Без денег, но при этом необходимо выполнить все нормы трудового, жилищного и экологического законодательства в сроки, где состояние оборудования и механизмов, а также кадровый состав - по факту. Для чистоты эксперимента – оставить в столице свои депутатские удостоверения. Интересно сколько будет продолжаться эксперимент? И главное – каков будет результат? Предлагаем пофантазировать!
(Продолжение следует)