Учитель может всё. А классный руководитель – ещё больше, ведь он – самая талантливая личность в школе. Классный руководитель является главным действующим лицом всей воспитательной системы, и от того, насколько организованной и продуманной будет работа классного руководителя, зависит и результат воспитательной работы в целом.
С 19 по 20 января в Крутихинском районе проходил один из самых ярких и интересных конкурсов педагогического мастерства – муниципальный этап краевого конкурса “Самый классный классный - 2017”. В нём приняли участие 10 классных руководителей из 10 общеобразовательных учреждений района. В соответствии с условиями конкурса классные руководители представили опыт своей работы в форме электронной самопрезентации по теме “Коротко о главном”; открытое воспитательное занятие в контексте своей педагогической позиции, программы воспитательной работы.
Все участники продемонстрировали высокий уровень мастерства, творчески, неординарно подошли к проведению конкурсных мероприятий. Каждое выступление оказалось ярким, самобытным и запоминающимся. Классные руководители проводили воспитательные мероприятия в незнакомом классе, обсуждали с учениками те проблемы, которые волнуют их, создавали атмосферу взаимоуважения и толерантности, умело организовывали взаимодействие учащихся между собой. Содержание воспитательных мероприятий продуманное, логичное, дает стимул для творческого развития учащихся, создает ситуацию развития личностных качеств, атмосферу взаимопонимания, умения слушать, слышать друг друга, формируют общую культуру человека. Это было серьезное испытание, требующее большого мастерства, и каждому классному руководителю удалось завоевать доверие детей.
Темы конкурсных воспитательных занятий самые разные: роль семьи в жизни человека (Ощепкова Г. Н.), дружба (Наседкина О. Н., Шахова В. С.), учимся быть добрыми (Трусов А. Е., Солоедова С. Н., Рожкова З. В.), правила поведения на дороге (Прошкина Е. А.), экология (Маноенко Е. А.), что такое счастье (Дегтярёва Е. С.), здоровье человека и природа (Ермакова Ю. В.).
На занятии Ю. В. Ермаковой (Крутихинская сош) школьники занимались исследовательской деятельностью, выполняли самые разнообразные задания. Продуктом работы в группах стали объекты, подтверждающие вывод о взаимосвязи здоровья человека и состояния природы.
Г. Н. Ощепкова (Радостная оош) сумела сделать общение с детьми на занятии тёплым, душевным, эмоциональным. Ребята в итоге построили древо семейного счастья, каждый сделал семейный оберег.
Оживленно проходило занятие о правилах поведения на дороге у Е. А. Прошкиной (Долганская сош). Задания для команд были логически взаимосвязаны, выполнялись детьми с азартом и удовольствием.
Самыми разнообразными способами учили школьников доброте трое конкурсантов. А. Е. Трусов (Волчно-Бурлинская сош) построил занятие в форме беседы, дети читали трогательные стихотворения о доброте. В конце занятия педагог исполнил песню под аккомпанемент гитары, окончательно покорив сердца женской половины жюри, гостей и участников конкурса. Дорогою добра прошли школьники вместе с С. Н. Солоедовой (Подборная оош). Все вместе они создали планету добра, которая поняла настроение и им самим, и всем присутствующим. З. В. Рожкова (Прыганская сош) – это тот педагог, который умеет включить в разговор-беседу школьника любого возраста. На занятии она работала с ребятами 5 класса. Душевность и неподдельная искренность, обаяние учителя, понятные детям вопросы – всё это помогло добиться высокой результативности проведенного занятия.
Ещё двое конкурсантов говорили с детьми о таком важном понятии, как дружба. О. Н. Наседкина (Маловолчанская сош) предложила на своём занятии очень много разных заданий школьникам. В результате все вместе вывели заповеди дружбы, сплели паутину дружбы. Много интересных стихотворений о дружбе прозвучало на занятии самого молодого участника конкурса В. С. Шаховой (Боровская оош). Дети отвечали на вопросы викторины, спели песню о дружбе в круге, построили дом заповедей дружбы.
2017 год объявлен годом экологии, поэтому Е. А. Маноенко (Заковряшинская сош) обсуждала со школьниками экологические проблемы. Ребята вспоминали и узнавали животных, занесённых в Красную книгу; выполняли поделки из бросового материала. В конце занятия сделали вывод: жизнь планеты – в наших руках.
У каждого человека своё понятие счастья. Е. С. Дегтярёва (Буяновская сош) попыталась вместе с детьми построить общую модель счастья. Школьники пробовали его на ощупь, на вкус, фантазировали по поводу цвета, размера. В итоге появился цветик-семицветик, изображающий разноплановую модель счастья.
На конкурсном испытании “Коротко о главном” участники представили свою профессиональную позицию, свой собственный взгляд на воспитательную работу. Формы представления были разные: электронная самопрезентация (чаще всего), электронный фотоотчет, песня с аккомпанементом и без него, устная сказка.
Конкурс показал, что классные руководители, работающие в системе образования нашего района, не только имеют высокий уровень подготовки в организации воспитательной работы, но и способны найти уникальный подход к детям.
Победителей определило компетентное жюри, в состав которого вошли председатель и специалисты комитета по образованию, победители муниципальных и окружных этапов конкурса прошлых лет, директор школы. Согласно итоговому протоколу жюри победителем признана Ермакова Юлия Васильевна, учитель Крутихинская школы. Лауреатами конкурса стали Ощепкова Гульнара Наманжановна, учитель Радостной школы и Прошкина Екатерина Александровна, учитель Долганской школы. Поздравляем победителей.
М. ЩЕРБАЛЬ,
специалист комитета
по образованию.