Материал опубликован в газете "Известия Удмуртской Республики" №47 от 26.04.18
Виртуальная сфера теперь с нами навсегда
Михаил Маргасов, президент Федерации компьютерного спорта Удмуртии:
- Где спокойно в целом, спокойнее и в виртуальной сфере. Удмуртия как раз относится к числу таких регионов. Однако это не повод расслабляться. Сейчас нужно плотно браться за мониторинг сети интернет и профилактику угроз. Мы, насколько возможно, уже этим занимаемся, но для должного эффекта необходимо создание отдельных служб с соответствующим инструментарием, состоящих из молодых людей, которые разбираются в этой сфере, и опытных - из правительственной среды и спецслужб.
Многие считают, что компьютерные игры - это зло. Это совсем не так. В самих играх нет угрозы. Она кроется в том, что в интернете - через соцсети, компьютерные игры и т. д. - люди могут делать то, чего раньше не могли. Отрылся доступ для всех в масштабный виртуальный мир. Как бы ни боролись производители игр, владельцы соцсетей, спецслужбы, информация - и положительная, и негативная - будет через него проникать. Наша задача сделать так, чтобы ручеек негативной был как можно меньше.
Угрозы, на которые, по моему мнению, необходимо обратить внимание, четыре:
кибер-буллинг - некультурные, антисемитские выражения, наезды, травля в интернете, соцсетях;
призывы к экстремизму. Раньше соответствующие высказывания даже не блокировались, сейчас идёт более активная борьба с этим, в том числе на техническом уровне, не только пропаганда;
наркотики в сети. Интернет стал дополнительным каналом распространения наркотиков. Это можно делать хоть в соцсетях, хоть в играх - где угодно;
безграмотность людей. Многие халатно относятся к своим логинам, паролям, бездумно серфят в сети - в результате они могут стать жертвами разных атак и мошенников. Причём речь идёт не только о людях среднего, старшего возраста, но и о молодёжи. Масса примеров, когда человек, заходя на какую-нибудь страничку, случайно скачивает себе вирус, порнографию, устанавливает фишинговые программы, которые потом узнают о нём всё. Там же могут выскакивать моменты экстремистские;
деньги на покупки в интернет-играх. Дети иногда даже воруют у родителей, чтобы купить что-то виртуальное в интернет-игре. Это уже игровая зависимость. Она существует, как ни крути. Но подобные ситуации -
уже от безграмотности родителей.
Вы спросите, как избежать этих угроз? Я отвечу - всё упирается в культуру воспитания каждого человека. Именно поэтому мы на ближайшем заседании Антитеррористической комиссии презентуем Главе Удмуртии свой проект.
Мы инициируем создание в Удмуртии рабочей группы, которая разработает методику преподавания основ безопасного поведения в виртуальном пространстве. Рассчитываем подготовить её основную часть к лету, а к новому учебному году сформировать первичный состав проектного офиса по работе со всей республикой, а также сайт и всю прикладную информацию.
Далее представители рабочей группы в рамках конференций будут обучать представителей муниципалитетов, вузов, ссузов. По кустовому принципу должно происходить обучение на местах в городах и районах Удмуртии. Менее чем за год в республике должно появиться более сотни опытных и активных больших и малых рабочих групп.
Планируем подготовить порядка пяти кейсов по конкретным ситуациям в виртуальном мире - с видео, примерами и планом действий. Случилось то-то - действуем так-то.
Ну и, конечно, должна заработать горячая телефонная линия, по которой жители республики смогут звонить и решать свои вопросы.
В целом работа эта бесконечная. Виртуальная сфера теперь с нами навсегда - она будет только расширяться. Потому эти рабочие группы должны существовать. Необходимо, чтобы они появились как можно раньше, чтобы - случись что - оказались профпригодны и эффективны.