Православие, просвещение и факты из истории Селтов
(Продолжение. Начало в №№ 21, 22).
В XIX веке огромной популярностью пользовался детский церковный хор, своей вершины в духовном пении (использовалась даже игра на скрипке, виолончели) достиг под управлением псаломщика Балезина, по некоторым источникам Балезинского, из с. Селты, Малмыжского уезда. В 1899 году хор делал неплохие сборы на благотворительных концертах в пользу первых по всему Малмыжскому уезду детских яслей в с. Селты. Кстати, в Селтах также был детский казенный дом (сироты). Так, брат моего прадеда Митрофана Платоновича Ардашева священник А.П. Ардашев совершал стихотворные проповеди эпического звучания (Привет 20 веку) 1905 год, которая должна была привлечь внимание врачей к улучшению медицинского обслуживания вотяков (удмуртов). Его псевдоним - друг вотяков (удмуртов). Служил в церкви с. Якшур - Бодья, где и захоронен.
Ты позволь-ка мне,
Наш блестящий век,
В твой венок драгой
Вплести веточку. (А.П.Ардашев).
Царёво-Константиновская церковь 10 января 1939 года была официально закрыта, здание передано под клуб. В подземную часть храма легко входил грузовой автомобиль ЗИС (полуторка), вывозивший церковное имущество на протяжении нескольких недель. Из окладов вынимались драгоценные камни, снималось серебро и золото, старые церковные иконописные доски сжигались в котельной вместе с рясами и другой церковной одеждой, вывозилась церковная утварь. Сохранилась бронзовая братина (сосуд для святой воды) с внутренним покрытием сусальным золотом, в которой хранил гвозди один из участников демонтажа церкви (выкуплена за 1 000 рублей). Сохранились несколько икон строгановской школы иконописи (Строгановских иконных горниц), на месте нахождения церкви был найден язык от колокола средней величины (1557 года, до 3 тонн), судьба которого известна с 1765 года, он из церкви Пресвятой Богородицы, перевезенного из с. Старый Мултан, хотя (язык) ранее этого года и наиболее вероятно из другого места, поскольку разница по времени появления церкви в Мултане и даты на языке около 200 лет, найдены вьюшки для закрытия дымоходов, две дверцы с евангельскими, библейскими сюжетами, часть надгробной плиты со старейшего кладбища с. Селты для почетных, уважаемых граждан, один церковный замок с ключом от старой деревянной Митрофановской церкви, медная цепь от иерейского креста и боевой наградной крест для полковых священников с импрегнированной медалью за оборону Севастополя 1853-1856 г.г., требующий восстановления. А также несколько кирпичей с клеймом Митрофана и Сергея, моего прадеда Митрофана Платоновича Ардашева и его брата, оба брата содержали 2 кирпичных завода, 2 мельницы, каменно-железные основания до сих сохранились, имели 3 пасеки, делили Ардашевские покосы со своей родней, занимались лесосплавом, разведением скота, в лесу из бревен, предварительно вымоченных в сопропели на дне озера в течение 3 лет, затем обильно политых бычьей мочой для крепости, стояла рубленная изба без единого гвоздя – зимовье, такие брёвна при ударе издают мелодичный звон, при попытке разрубить – появляются искры. Можно проверить у лестничного марша здания, где находится современная редакция газеты "Октябрь", хорошо бы сохранить это здание для потомков, предварительно отреставрировав и восстановив роскошный балкон при центральном входе, где во время демонстрации и митингов располагались руководство района и почетные, уважаемые граждане, произносились речи, праздничные приветствия, а в советское время с правой стороны старинных форм пивную - винный "чепок", до 1917 года составлявшую часть помещения торговой скобяной старообрядческой лавки.
Судя по старинным фотографиям храма, верхушки сосен, которые находятся рядом с вновь выстроенным магазином "Пятерочка", соответствует уровню козырька входа в центральный престол Митрофановской церкви, а затем Царево-Константиновской церкви, со стороны улицы Ленина, что коррелирует с аналогичной высотой входа в деревянную Пророко-Ильинскую церковь, то есть возраст сосен составляет минимум 250 - 300 лет, хотя, конечно, значительно больше, к тому же они являются также исторической достопримечательностью с. Селты. Необходимо около сосен поставить памятную доску с напоминанием потомству об историческом православном наследии. Было бы хорошо во всех селах, приходах Селтинской волости (района) поставить памятные поклонные кресты, придорожные голбцы, памятные кресты у святых ключей, иорданей, кладбищенских склепов, вкладные кресты и киоты на стенах сохранившихся зданий школ, больниц, как внутри, так и снаружи, символы-обереги на сооружениях крестьянских усадеб, молельных домов, церковно-приходских школ (Селтинская школа начала функционировать в 1869 году, то есть в 2019 году исполняется 150 лет), духовных училищ, народных училищ (есть оригиналы похвальных листов и свидетельств, врученных Шиляеву Н.И. в 1896 году), приходских попечительств, оберегов, являющихся по происхождению языческими, но тем не менее органично включившихся в православную пространственную сеть, малиновый колокольный звон, замыкающий духовное колокольное пространство свободных людей, соединенных любовью к Богу и к ближнему. Неплохо бы поставить памятные кресты на девяти заброшенных кладбищах, относящихся в прошлом к деревням: Жайгурт - Селты, Жайгил - Селты, Гора – Селты, Кильмезь-Селты, Старая Кильмезь Бия, Кильмезь Бия, д. Культемстян (починок, деревня на месте нынешнего с. Селты – по данным краеведа-историка, нашего земляка В.С. Логинова), в т.ч. на месте старейшего кладбища для уважаемых, почетных граждан в центре с. Селты, в Большой Сьолте, Малой Сьолте, одном языческом и одном старообрядческом кладбищах.
(Продолжение следует).
.................................
Материал в № 23 от 21.06.19, стр. 5
_________________
Алексей Зорин.