Руководство классное
В своём Послании парламенту страны Президент Владимир Путин среди многих важных мер, направленных на улучшение социальной сферы, в том числе и области образования, сообщил о том, что с сентября 2020 года всем учителям – классным руководителям – будет выплачиваться надбавка не менее 5000 рублей в месяц.
Таким образом, дополнительно стимулируется учительский труд на таком ответственном посту, как классное руководство.
Почему же большинство учителей стараются избежать участи классного руководителя, несмотря на уже действующие и даже на вводимые с будущего учебного года денежные надбавки?
Классный руководитель, кроме преподавания своих предметов, отвечает за помещение и учеников порученного ему класса. Ему приходится выполнять, либо принимать во внимание всё, что скажет директор, завуч, другие учителя, завхоз, психолог, органы опеки, общественный воспитатель, КДН, ИДН, прокуратура, роно, родители и т.д.
Он отвечает за поведение учеников не только в школе, но и за её пределами, причём круглосуточно, круглый год: и в каникулы, и в выходные дни. Он, кроме той документации что выдаёт "на горА" обычный "предметник", обязан составлять соответствующие классные программы, классные планы работы, отчёты, вести личные дела учеников, портфолио, писать характеристики, анализы, анкеты, следить за занятостью учеников в кружках и секциях, работать с родителями, посещать семьи, особенно неполные, многодетные, малообеспеченные, приёмные, опекунские, неблагополучные, дети из которых состоят на разного рода учётах, проводить рейды по общественным местам на предмет соблюдения подростками "комендантского часа", контактировать с руководством места работы родителей, проводить родительские собрания по графику (раз в триместр), а при необходимости и внеочередные, вести классные часы, заботиться о знании учениками ПДД, правил пожарной безопасности, действий в условиях других ЧС, проводить с детьми экскурсии, походы, привлекать к художественной самодеятельности, занятиям спортом, вести электронный и бумажный классные журналы и т.д.
"На перемене классный руководитель, чаще всего, спешит в свой класс, – говорит директор Узинской школы Александр Владимирович Блинов. – На нём лежит ответственность перед законом и родителями за жизнь, здоровье, учёбу, поведение ученика, как в школе, так и за её пределами. Так что особой конкуренции за место классного руководителя нет. При назначении в первую очередь учитываем желание человека, зачастую приходится уговаривать, предлагать пост тем педагогам, у кого мало учебных часов, мотивировать различными способами. Возможно, с прибавлением озвученной в Послании Президента суммы – 5 тысяч рублей, учителя с большей охотой будут "брать классы", но ещё неизвестно, в каком виде инициатива Президента дойдёт до мест. Сейчас оплата классного руководителя зависит и от количества учеников в классе. Свяжут ли её со средней зарплатой по региону и другими "привязками к местности?".
Два года "вела класс" заместитель директора Узинской школы по УВР Анастасия Владимировна Егорова: "В школу я пришла в 2017 году по окончании Глазовского пединститута. И мне сразу же предложили класс. Я не напрашивалась, но согласилась. Это был пятый класс. Первые четыре года их руководителем была Татьяна Леонидовна Чепурнова, она мне рассказала о детях. Четыре года в классе было четыре ученика: три мальчика и девочка. В пятом к ним прибавилась ещё одна девочка с Новых Зятцев. Нужно было проследить, чтобы она хорошо адаптировалась в коллективе. Всё прошло нормально. Первый год преподавания вообще труден, тем более с классным руководством. Хорошо, что было всего пять учеников, но был страх перед родителями, как я, молодая, незамужняя, могу им что-то советовать, требовать.
Две семьи были сложные, подучётные, теперь, насколько я знаю, они уже сняты с учёта. Контакт мне помогло наладить и то, что по образованию я психолог. В общем, два года, что я вела класс, пролетели как-то незаметно и, наверно, ещё и потому, что было много работы с классом. Нужно было постоянно думать и знать, где и чем занимаются "твои дети". Можно эту должность назвать "вторая мама", но это выражение не точно отражает все нюансы деятельности классного руководителя".
При беседах с учителями других школ района выяснилось, что всё же основная проблема – недостаток взаимопонимания между родителями и классными руководителями, отсутствие общего взгляда на методы обучения, воспитания, распределения функций между школой и семьёй. Необходимо дополнять школьную часть жизни ученика домашними делами, продолжать и там его учёбу и воспитание. Ещё одним камнем преткновения бывает "непробиваемая" позиция мам: "Я родила. Вы учите и воспитывайте!". "Да, а если что случится, я не причём, и подам на вас в суд!" – с горечью продолжают учителя.
Возвращаясь к "пятитысячной надбавке", у многих педагогов есть опасения, что дав эту приплату, их лишат других выплат, и в итоге получится "тот же блин, но в профиль". А иные сказали, что даже и за 10 тысяч не пойдут "на класс". "Не ставьте мне "класс", пожалуйста! – пошутила одна из них. – Душевное равновесие и здоровье для меня дороже денег, ведь не только родители, но и нынешние дети тоже – не подарок". В то же время много лет отдавший школе педагог высказалась в духе того, что "только тот учитель, кто хоть год был классным руководителем, знает настоящий вкус учительского хлеба".
Сейчас в Удмуртии 10160 классных руководителей, получающих надбавки в зависимости от числа учеников от 1500 до 3000 руб.
В Селтинском районе 120 учителей занимаются классным руководством. Есть школы, где из-за малой численности учеников один педагог является классным руководителем нескольких классов.
В начало статьи
..............................
Материал в № 5 от 07.02.2020 г.
_________________
Василий Девятов. Фото автора