Мошенники не дремлют, под их прицелом ваши деньги на банковских картах
В настоящее время банковские карты, сотовые телефоны, Интернет и т.д. прочно вошли в нашу жизнь, и наличный денежный оборот уходит на задний план. И, конечно же, с развитием платежной системы с банковскими пластиковыми картами развивается и мошенничество в данном направлении. Мошенники, как говорится, тоже не дремлют.
По данным статистики, количество хищений с банковских карт в России в последнее время растет стремительными темпами, а виды мошенничества становятся все более разнообразными. Мошенничество с банковскими картами, пожалуй, самая большая беда для их пользователей, да и для самих банков. Учитывая, что с каждым годом число пользователей банковских карт неуклонно растет, а также то, что банки и производители банкоматов придумывают различные способы защиты, мошенники вынуждены изобретать все более изощренные способы выуживания денег у доверчивых граждан.
Мошенничество с банковскими картами как вид хищения - относительно новое преступление и, несмотря на то, что в средствах массовой информации довольно часто освещается эта проблема, в последнее время все чаще наши граждане становятся жертвами таких преступлений.
Приведу пример распространенного способа мошенничества. Если вам вдруг позвонят из банка и сообщат, что по вашему счету были проведены сомнительные транзакции, и вам необходимо подтвердить свои данные, чтобы служба безопасности банка не блокировала карту. При этом вас попросят назвать не кодовое слово и номер карты, а три последних цифры на обратной стороне пластика (CVV- код). НИКОГДА НЕ ДЕЛАЙТЕ ЭТОГО!
Как только вы сообщите эту информацию звонившему, уже через несколько часов с вашего счета начнут исчезать деньги. Все дело в том, что CVV - это код проверки подлинности карты платежной системой, поэтому такая информация не менее ценна, чем номер карты и ПИН-код, и сообщать ее третьим лицам (в т.ч. сотрудникам банка) КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
В нашем районе факты мошенничества с банковскими картами стали в последнее время проблемой номер один, и все чаще граждане обращаются в отделение полиции с заявлениями о хищении денежных средств, которые они хранят на своих картах.
При этом большую сложность в отыскании похищенных денежных средств и мошенников, которые ими завладели, составляет то, что в основном все номера сотовых телефонов, через которые мошенники получают возможность завладеть чужими деньгами, находятся в различных регионах нашей страны, и отследить их местонахождение практически невозможно.
Но сами граждане, если вдруг попали в такую ситуацию, НЕ должны сразу же выполнять требования незнакомых лиц, а ОБЯЗАНЫ проверить поступившую информацию через круглосуточные телефонные линии Банка.
В настоящее время все чаще проявляется такой вид мошенничества, как передача личных данных по карте якобы "сотрудникам банка". Например, в октябре 2015 г. гр. К. увидел на своем сотовом телефоне пришедшее с незнакомого номера СМС-сообщение о том, что его банковская карта заблокирована. Когда он дозвонился по указанному номеру телефона, ему ответил мужчина, который представился "сотрудником технического отдела ОАО "Сбербанк России" - М. и пояснил, что в системе произошел сбой, они разберутся и перезвонят.
В тот же день с того же номера сотовой связи позвонил М., который пояснил, что придет код, который надо сообщить ему для разблокировки карты. Затем гражданину К. пришло СМС-сообщение с абонентского номера 900 с текстом о переводе денежных средств и паролем для осуществления данного перевода.
После этого мужчина поинтересовался, тот ли это код, и гр. К. ему подтвердил. Они закончили разговор. Следом пришло СМС-сообщение о покупке на сумму 7500 рублей. Таким образом, гр. К. сам лично передал мошенникам пароль на доступ к своим денежным средствам.
Аналогичная ситуация произошла летом 2016 года и с другим жителем нашего райцентра С., который передал мошенникам свои данные, в результате чего лишился денежных средств с двух пластиковых карт, в том числе и с кредитной банковской карты.
Еще одним распространенным видом мошенничества с банковскими картами является способ, когда Вам на сотовый телефон звонят якобы представители банка и просят Вас в ближайшем банкомате получить данные о доступе к Вашему ресурсу – Сбербанк-онлайн, то есть получить логин и пароль, чтобы затем беспрепятственно получить доступ через интернет к Вашим счетам. При этом они поясняют, что с Вашей картой случились какие-либо неполадки, проведены какие-то сомнительные операции и т.д.
Потеряв бдительность, люди идут к банкомату, получают данные сведения и передают их мошенникам, а через несколько минут или часов с их банковских карт начинают исчезать деньги. И тогда граждане приходят в себя и звонят в Сбербанк или иной банк и узнают, что все с их картами в порядке и никакой "представитель" им не звонил.
На вопрос о том, почему же они так беспрекословно исполняли требования звонившего, многие отвечают, что голос на том конце трубки был такой доброжелательный, мягкий, вежливый и не вызывал никаких сомнений, поэтому на данной схеме провели не одного здравомыслящего человека.
Как с этим бороться? Не будьте доверчивыми, НИКОГДА НИКОМУ НЕ ПЕРЕДАВАЙТЕ ИНФОРМАЦИЮ о доступе к Интернет-ресурсам Вашей банковской карты, а также три последних цифры на обратной стороне пластиковой карты (CVV-код), в том числе и сотрудникам банка, поскольку именно эта информация является Вашей защитой от мошенников.
Уважаемые граждане!
В подобных случаях не торопитесь расставаться со своими деньгами. Для начала позвоните по телефону, имеющемуся на оборотной стороне каждой банковской карты, и поинтересуйтесь у операторов Вашего банка, имеются ли какие-либо проблемы с Вашей банковской картой.
Кроме того, обратитесь в ОВД по месту жительства, где Вам помогут разобраться в сложившей ситуации. Жители сел, отдаленных от ОВД, могут обратиться к своему участковому уполномоченному, который поможет выяснить ситуацию.
М. Крючкова, следователь ОП в составе МО МВД РФ "Саратовский", капитан юстиции