Петр Павлович Золотухин родом из шахтёрского городка Черемхово Иркутской области. Шахтёром был его отец, шахтёрскую профессию выбрал и сын: окончил горный техникум, отслужил в армии, а работать приехал в Новопавловку, куда за годы службы перебрались родители. Молодому и активному Петру Золотухину всё было интересно. Нравилась работа – хоть на технике, хоть руководящая. Был в числе рационализаторов, председателем общества охотников и рыболовов, донором. Коллектив дважды выдвигал его депутатом местного Совета. П.П. Золотухин 32 года жизни посвятил Тигнинскому угольному разрезу. Свою трудовую пенсию он успел заработать до консервации разреза, которая случилась в 2003 году. По его собственному признанию, забыть трудовые вахты невозможно, даже сон порой приносит отголоски тех времён. В разговоре то и дело мелькает фраза: "А у нас там…". Пётр Павлович рассказал, какой профессиональный и спаянный коллектив работал на разрезе с семидесятых по нулевые годы. Надо ли удивляться тому, что после восстановления разреза в 2006 году большинство работников-профессионалов вернулись на свои рабочие места, многие работают до сих пор.
Сам П.П. Золотухин начинал с должности помощника машиниста карьерного экскаватора – ЭКГ 3404, а его наставником был ветеран отрасли Юрий Иванович Линейцев. Из старой гвардии шахтёров ударно работал и обладатель всех трёх степеней знака "Шахтёрская слава" Фёдор Васильевич Яндатун. Стали экскаваторщиками их сыновья – Юрий Линейцев и Николай Яндатун и продолжают работать по сей день. Из ветеранов-экскаваторщиков Золотухин назвал Фёдора Харитоновича Шолохова, Анатолия Антоновича Пёркина, Николая Ивановича Гамзикова, Николая Петровича Потапова. Много лет машинистами экскаваторов работают Геннадий Зиновьев, Андрей Каширский, Евгений Золотухин. Окончив курсы экскаваторщиков, Пётр Золотухин перешёл на шагающий экскаватор, о котором отзывается так: "Эта мощная, чуткая, умная машина управляется двумя ручными рычагами и двумя ножными педалями. "Шагай" незаменим при отгрузке угля. У него большая грузоподъёмность ковша". Эта мощная машина не однажды выручала шахтёров в критических ситуациях, например, как при затоплении карьера паводковыми водами. Проблемы приносили и дожди, в таких случаях работы прибавлялось у бульдозеристов: они делали дороги, чистили отвалы. Имена бульдозеристов известны всему посёлку: это братья Самсоновы Дмитрий и Илья, братья Шипицыны Иван и Михаил, Михаил Турушев, Николай Макулькин, Геннадий Бухольцев, Александр Рябцев.
Представление о полном объёме работ на горном участке появилось у Петра Павловича, когда он занял должность горного мастера, был и помощником мастера. Утренний наряд, полученный от начальника участка, надо грамотно исполнить. В разное время эту должность занимали Владимир Васильевич Клименко, Владимир Иванович Кретов. Технология добычи в отличие от нынешней, была несколько иная. Техника могла брать вскрышной грунт только взрыхлённым, для чего через день-два проводились взрывные работы. Задействованы были в первую очередь буровики, из старшего поколения которых Золотухин помнит Алексея Петровича Мельникова, Ивана Борисовича Андреева, Ивана Яковлевича Горюнова, позже работали Григорий Евсевлеев, Владимир Кубышкин. Буровики бурили скважины по определённой схеме, которую ради моего просвещения Золотухин нарисовал. В каждую скважину взрывники закладывали по 42 килограмма взрывчатого вещества, в зимнее время ещё поверх скважины укладывали три-четыре килограмма взрывчатки. Я помню, как обычно в четыре часа дня звучала предупредительная сирена, а следом взрыв. Помнит П.П. Золотухин людей, ответственных за взрывные работы, а это – Николай Иванович Гришенков, Тимофей Савельевич Лукьянов, Пётр Исаков, Алексей Кузьмин. На линию намеченной зоны взрыва выставляли посты, за что отвечал непосредственно горный мастер, как и за приёмку и хранение взрывчатки. Вот так не просто открывались людям недра. Сейчас, по мнению Петра Павловича, технология добычи иная и техника гораздо мощнее и маневреннее. Золотухин помнит, сколько в своё время было мороки с гусеничной техникой, а ведь это основная техника на разрезе – экскаваторы и бульдозеры. Бывало, гусеницы просто слетали – "разувались", как говорили машинисты. А тут "БелАЗы" и "КрАЗы" в очередь выстроились, всем надо быстрее загрузиться. Научились быстро справляться с проблемой, несмотря на то, что приходилось таскать башмаки весом 120 килограммов. А если экскаватор ещё и проседал "по брюхо", рубили по-быстрому трос, обматывали петлёй вокруг гусеницы, в петлю вставляли чурку, она и служила своеобразным домкратом. Так же споро и дружно проводили планово-предупредительные ремонты техники, чаще всего назначали их на выходные дни. Механики на участке были ещё те специалисты, они знали все проблемы на любой единице техники. Их забота – пригласить сварщика, токаря, того специалиста, который поправит дело. Экипаж из четырёх человек обязательно участвовал в профилактических ремонтах. Пётр Золотухин помнит толстую записную книжку механика Владимира Михайловича Борискова, где были проставлены номера валов, подшипников, шестерен, шурупов на всех единицах техники. Этот человек всегда знал, где найти необходимую деталь. В штате участка горных работ были и другие механики – прекрасные специалисты: Алексей Васильевич Золотухин, Валерий Николаевич Сафонов. Многое в работе участка зависело от качественной работы электрослесарей, нужно отметить Николая Потаповича Мокрова, Павла Даниловича Исакова, Владимира Пантело.
И это только часть специалистов, от которых зависели результаты работы успешной, безаварийной, за которые коллектив получал неплохие зарплаты и премии. "Пусть простят те, кого не вспомнил", – извиняющимся тоном сказал старый шахтёр. Он до сих пор переживает за судьбу разреза. И, конечно, сошлись наши мнения в том, что судьбы предприятий не должны решаться только с позиции экономической выгоды в масштабах отрасли. Именно сухой расчёт вышиб наш разрез из разряда действующих в 2003 году, сухой расчёт магнатов отрасли не способствует развитию предприятия и сегодня. И уж если сегодня мы не жалеем средств на "Комфортную городскую среду", на детские площадки, мосты и дороги, то сохранить инфраструктуру промышленного предприятия, дать ему новый импульс для развития, мы просто обязаны.
С профессиональным праздником вас, уважаемые земляки!