Для Государственного учреждения социального обслуживания "Петровск-Забайкальский центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, "Единство" 2022 год – юбилейный. Мы готовимся отметить 60-летие нашего учреждения. В преддверии праздника хочется вспомнить очень многое из его истории, жизни, имена тех, кто в эти трудные годы окружал теплом и заботой детей, кто по воле судьбы работал и работает в центре. Сегодня для вас воспоминания Альбины Анатольевны Зыковой – директора школы-интерната № 2 с 1987 по 2003 годы, "Отличника народного просвещения РФ" , "Заслуженного работника образования Читинской области", "Победителя социалистического соревнования" Министерства Просвещения и ЦК Профсоюзов.
У каждого человека в жизни происходят события, оставившие след в его душе на всю жизнь. Это могут быть кратковременные встречи, мимолетные моменты или определенный период жизни, как в моем случае, когда на протяжении двух десятков лет мне посчастливилось не просто руководить учреждением, а работать в очень дружном, творческом коллективе. С большой признательностью к моим коллегам вспоминаю эти годы.
За период с 1985 по декабрь 1987 года в школе-интернате № 2 (так называлось тогда учреждение) сменилось три директора: И.Г. Конаровский, Е.Б. Гагаркина, Г.С. Ерофеев. Смена директоров в учреждении повлекла в коллективе разнузданность и недисциплинированность, низкий уровень воспитанности учеников. Дети совершали по 10 краж за ночь. Среди учащихся появлялись попытки дедовщины, различных отклонений безнравственного характера, участились побеги воспитанников из учреждения.
В этот сложный период обеспокоенная положением в детском учреждением общественность поставила вопрос о назначении нового руководителя, который смог бы справиться с ситуацией в школе-интернате. Тогда вопросами кадровых назначений занимались партийные органы и ГК КПСС г. Петровска-Забайкальского, которые назначали директором меня, заместителя директора по учебно-воспитательной работе средней школы № 1. На должности директора этого учреждения Альбина Анатольевна проработала 20 лет. Как в любом трудовом коллективе, были определенные трудности, но постепенно сложились традиции, стали преобладать позитивные тенденции в развитии детского и взрослого коллективов.
Незаменимым помощником директора в работе учреждения была заместитель директора по учебной работе Валентина Афанасьевна Алимаскина. Быстрая, ответственная и умелая, ее отличало знание психологии учителя и ученика. Она организовывала учебный процесс и самоподготовку воспитанников, грамотно планировала учебно-методическую работу и оказывала помощь молодым учителям.
Урок – основная форма учебно-воспитательного процесса. Незабываемыми в памяти детей останутся уроки Г.И. Бурименко, Г.И. Турушевой, Л.Ф. Пономаревой, Л.Ю. Пестовой, Н.А. Зыковой, А.Н. Шолоховой, Н.А. Малярчиковой, О.Ф. Полянской, В.П. Семигузовой, Л.Е. Барышевой. Преподаватели хорошо образованные, позитивные, новаторы, знающие психологию и педагогику детского возраста. Их труд отмечен высокими наградами правительства. Роль руководителя учебно-методической работы учителей занимала Т.В. Марченкова, глубоко знающая свой предмет, сумевшая поставить методическую работу в учреждении на хороший уровень.
Инструктором по труду работал А.Л. Лещенко. Имея твердый мужской характер и будучи заинтересованным в улучшении обстановки в учреждении, полностью отдавался работе. Отвечал за сопровождение детей в различные учреждения в период устройства для получения профессии.
В самом тесном сотрудничестве работал педагогический коллектив с детской комнатой милиции, которой руководил Б.И. Валов. Будучи человеком мягким, добрым и глубоко порядочным, Борис Иванович дневал и ночевал в интернате. Принимал самое активное участие в профилактике правонарушений, беседовал с детьми, убеждал их, побывал на всех мероприятиях в школе, сам вел стрелковый кружок, заняв самых трудных подростков.
В это время в интернате впервые была введена должность психолога. Для получения психологического образования в Ленинград был направлен учитель английского языка В.И. Турушев. Окончив, Владимир Иванович, с присущими ему научностью и начитанностью, создал кабинет психологической разгрузки, оснащенный светозвукотехникой, мебелью, коврами, зимним садом, за которым ухаживали дети.
Дальнейшую работу психолога с детьми и коллективом продолжила Н.И. Пестова. Умная, деликатная, своим теплом она согревала детей, нуждающихся в материнской заботе. Вместе с прекрасным, добрым и чутким человеком Т.Н. Дудоровой они сформировали у детей потребность к духовному развитию, посещению воскресной школы на базе русской православной церкви.
Кроме должности психолога в это время появилась должность социального работника, на которую была принята Т.И. Болдорович. Именно она осваивала азы социальной работы в школе, начала работу с личными делами воспитанников, следила за тем, чтобы детям было тепло, сытно, уютно. Умение найти подход к ребенку позволило Татьяне Ивановне приблизить детей к себе, обогреть их.
Долгое время роль заместителя директора по воспитательной работе исполняла Г.А. Лапшина. Она следила за тем, как осуществляется подъем и отбой детей, организовывала вместе с воспитателями самоподготовку.
С детьми работали старейшие мудрые воспитатели К.А. Дубкова, А.А. Ерохина, Т.Н. Дудорова, В.Е. Варфоломеева, Н.В. Морозова и молодые – Л.И. Бредихина, Н.Л. Островский, Е.Н. Еремина, М.А. Смолина, Н.И. Ерофеева, И.А. Петрякова.
Трудное было время. Заработную плату задерживали на полгода и более. Мизерные средства выделялись на питание детей: денег хватало на крупы и маргарин, приходилось ездить по району, брать в долг мясо.
Шли годы. Жизнь выдвигала новые задачи. В 1991 году усилиями руководства в полном сотрудничестве с коллективом воспитателей был организован детский дом семейного типа – учебно-воспитательный комплекс, в котором созданы все необходимые условия для воспитания, развития, обучения, оздоровления, подготовки детей к самостоятельной жизни и их успешной социализации. Созданы условия для творческой работы учителей, воспитателей для идей развивающего обучения.
Секции общежития, в которых жили дети по классам, были разделены перегородками на кухни, игровые, спальни мальчиков и девочек. В семьях был обеспечен особый уют: наклеены обои, повешены шторы, закуплены платяные шкафы, постелены ковры-дорожки, приобретены телевизоры, видеомагнитофоны, фотоаппараты, игрушки. Создано девять семей. Первую семью основала Н.Р. Носырева – активный, целеустремленный воспитатель. Дети теперь могли взять продукты из столовой, приготовить пельмени, вареники, испечь торты, вафли. Воспитанники могли устроить чаепитие в семье, которая была создана на основе родственных связей. Самой лучшей семьей являлась семья Н.И. Ерофеевой. Дошкольники стали посещать городской детский сад. А дети, которые хорошо учились, стали посещать среднюю школу № 3. Много было проблем, но пришедшие молодые воспитатели С.Н. Гороховская, О.В. Лапина, Е.В. Киндякова, Т.Н. Голубовская, Н.В. Савватеева, И.А. Петрякова, Н.И. Шашкова, Н.Я. Фролова с честью решали их. Вместо трех ночных помощников воспитателя на все общежитие теперь стало 18 заботливых, ответственных, трудолюбивых, обеспечивающих спокойный сон детям. А в летнее время, благодаря ночным помощникам воспитателя, школа и общежитие были готовы к новому учебному году. С глубоким уважением вспоминаю З. Горностаеву, Т. Земзерову, С. Еремину, Н. Соснину, Т. Галичину, Н. Масуфранову. Бессменным работником, благодаря которому школа была чисто побелена, вымыта, являлась очень крепкая и сильная физически Надежда Шубина.
В 1996 году школа-интернат № 2 была переведена на самостоятельное финансирование, создана своя бухгалтерия. Мы учились сами определять статьи расходов, выделять ресурсы на развитие учреждения, изыскивать деньги на спортивные соревнования, походы. Огромный труд по организации бухгалтерии взяли на себя Л.Б. Раднаева и А.Н. Кравцова. Люди, глубоко знающие свое дело, ответственные, дисциплинированные, строгие, порядочные, требовательные и справедливые.
Работу библиотеки возглавляла В.Д. Корешкова – талантливый педагог, мастер своего дела. Она могла организовать детей на любую форму учебно-воспитательного процесса, будь то урок, соревнование, поход или вечер. Охотно выезжала на краеведческие, туристические слеты. Была заводилой всей внеклассной работы. Возглавляла и внешкольную поисковую работу с ветеранами Великой Отечественной войны и труда. Проводила такие встречи, на которых никто не мог сдержать слез. А на встречу Нового года или Рождества могла принести живого петуха. Валентина Дмитриевна, глубоко зная традиции русского народа, прививала их взрослому и детскому коллективам. Полюбились такие мероприятия, как "Раз в крещенский вечерок девушки гадали". А "Масленицу" вместе с детьми она проводила по дням с Прощенным воскресением и сожжением чучела зимы. Глубоко продумано оформление библиотеки, которое выполнил с любовью А.А. Болдорович. Художник по натуре, своими золотыми руками, с особым вкусом и умением, профессионально оформил кабинеты начальных классов, английского и русского языков, математики, химии и другие. Коридоры школы заполнились стендами, выполненными художественной резьбой по дереву. Александр Анатольевич научил и детей резьбе по дереву. Теперь, когда проходили школьные выставки-ярмарки, их работы раскупались первыми. Славились и вышивки ребят, которые я до сих пор бережно храню, выполненные в кружке вышивания во главе с молодым квалифицированным воспитателем С.Н. Гороховской. Ее семья всегда была на высоте по художественным видам деятельности.
Н.А. Малярчикова и С.С. Митрохина организовывали детей в стройотряды по подготовке школы к новому учебному году и благоустройству территории. Учили вести дом, содержать его в чистоте, а также шить, вязать, готовить еду. Итоги подводились на популярном тогда шоу "А ну-ка, девушки!", которое с любовью проводила Н.А. Малярчикова. Спортивной жизнью школы руководил В.А. Матафонов, которому на смену пришли молодые учителя физкультуры Д.А. Терентьев, М.Ю. Нагаев.
Титанический труд по организации трудовых мастерских провел Николай Михайлович Брылев. На их базе дети учились труду, чинили мебель в семьях, изготавливали предметы для нужд семьи: разделочные доски, скалки, толкушки и т.п.
Хочется сказать и о тех, кто берег и охранял детское здоровье. Первой медицинской сестрой была Айна Имрановна – красивая молодая ингушка, сразу нашедшая подход к детям, на смену ей пришла С. Сосновская, которая организовала медицинский кабинет. Физиокабинет оборудовала и лечила детей Л.С. Гурулева. Ее аккуратность, пунктуальность, знание своего дела помогли ей создать лучший в городе кабинет физиотерапии. За диетическое питание многие годы отвечала Н.В. Кобыляченко – грамотный специалист, позитивный человек, она организовала зимний сад в помещении столовой. Более системно подошла к вопросу лечения детей медицинский работник Л.В. Плотникова, пунктуальный, аккуратный, требовательный специалист.
И.С. Сосновская, обладая организаторскими способностями и умением анализировать, вести методическую работу, управлять коллективом детей и воспитателей, была переведена на должность заместителя директора по воспитательной работе, Она организовала в детском коллективе систему самоуправления "Радуга".
Хочу отметить, что все работники учреждения имеют награды местного, краевого, федерального значения. Особо педагогический коллектив и технические работники проявили свою жизненную позицию, когда в городе останавливалась работа ТЭЦ. В домах было холодно, а в интернате необходимо было уберечь детей от низких температур и болезней, сохранить обилие цветов от замерзания в школе, общежитии и столовой.
Технический персонал школы-интерната в эти годы был стабильным. Ю.Д. Мельников – бессменный ответственный водитель, человек, навсегда связавший свою судьбу с интернатом. Долгое время трудились водителями автобуса Н.В. Брылев, В.С. Сутурин. Полвека проработала шеф-поваром Евдокия Артемьевна Сутурина – добрый, спокойный, уважительный человек. А какие вкусные пирожки пекли детям В.И. Центило, И.В. Селютина и Л. Калмыкова! Бессменным завхозом на протяжении многих лет был А.В. Гурулев.
От всей души поздравляю ветеранов труда и всех, кто находится на заслуженном отдыхе, педагогический коллектив, ночных помощников воспитателей, медицинских работников, работников пищеблока, водителей, технических работников, а также коллектив воспитанников с 60-летним юбилеем! Желаю крепкого здоровья, новых творческих успехов в работе и достижения высоких результатов успешного освоения знаний, заинтересованного приобретения навыков в подготовке к дальнейшей жизни и труду, счастливого детства в уютном теплом Доме.