Какой музыкальный инструмент может быть более "русским", чем гармонь? До середины прошлого века не было деревни, где бы ни звучала гармошка. А первый парень на деревне? Конечно, гармонист. Транзисторы и переносные магнитофоны отодвинули гармониста на второй план, но до сих пор у россиянина поет душа, когда он слышит звуки гармошки.
Нельзя утверждать достоверно, где именно впервые была изобретена ручная гармоника. Широко распространено мнение, что она была изобретена в Германии, в начале XIX века. Однако есть и другие данные. Например, согласно исследованиям академика Мирека, первая гармонь появилась в Санкт-Петербурге в 1783 году стараниями чешского инженера Франтишека Киршника. Существуют и другие взгляды на историю создания гармони, например, среди тульских кустарей бытовало мнение о местном происхождении гармоники. Считалось, что ее изобрели оружейные мастера Сизов и Шкунаев. Имеются сведения, что уже в 30-х годах XIX в. в Тульской губернии производились гармоники. К сожалению, нельзя выяснить, о каких гармониках идет речь - о губных или ручных.
Уже в середине XIX века в России широкое распространение получило кустарное производство гармоник в Тульской, Вологодской, Новгородской и Вятской губерниях, а в 80-х годах гармонный промысел развился в Петербурге, Тверской, Симбирской, Ярославской, Нижегородской, Волынской, Московской, Орловской и Костромской губерниях. Первые гармоники, изготовляемые в России местными кустарями, были однорядные. Наша саратовская гармошка – один из символов Саратова - считается усовершенствованием "тулки".
Когда гармонь берет в руки Виктор Федорович Новопольцев - это значит будет праздник!
Играет он уже больше 60-ти лет. В его родном селе Кутьино Новобурасского района на гармошке играл каждый второй. Гармонистом и баянистом был отец. А собственную гармошку ему купила мама, которая сама замечательно пела. Так что талант передался от родителей. Играл сначала на слух, но понял, что делает это неправильно. И тут повезло: в его школе подрабатывал профессиональный гармонист Владимир Горшков, который обратил внимание на талантливого паренька. Он-то и переучил Виктора: поставил правильно руки, познакомил с нотной грамотой, научил играть на баяне по нотам.
После восьмого класса молодой человек поехал учиться на помощника машиниста в Аткарское железнодорожное училище. Там встретился с замечательным музыкантом Алексеем, который был руководителем оркестра русских народных инструментов районного Дома культуры. Виктор играл в оркестре на домре, балалайке, контрабасе, у Алексея подучился игре на баяне - программу музыкальной школы играл легко.
В армии увлечение музыкой тоже пригодилось. Все три года службы в Сызрани в подразделении от Главного ракетного артиллерийского управления выступал в полковом клубе, аккомпанировал на баяне. А еще занимался спортом, был чемпионом Приволжского военного округа по пожарно-прикладному спорту. Однажды выступал в Пензе в командном зачете, занял I место. Тут-то его и приглядел начальник управления, пообещал, что по окончании службы возьмет в команду округа, квартиру даст. Так на десять лет Виктор стал спортсменом. Гармошка и тут всегда была с собой, но больше приходилось играть на баяне, аккомпанировать. В то же время поступил в культпросветучилище и через четыре года получил диплом руководителя оркестра русских народных инструментов. Он умеет играть на всех народных инструментах.
В 1980 году Виктор Федорович переехал в Петровск, куда к тому времени переселилась мама. Тогда самым престижным местом работы был завод "Молот", сюда и устроился работать такелажником. Участвовал в самодеятельности при заводском клубе.
С 2000 года начались районные конкурсы "Играй, гармонь!" – в первом же конкурсе В.Ф. Новопольцев победил – и с тех пор не проигрывает ни один конкурс.
Однажды его пригласили бывший глава района Н.Е. Бабанский и начальник управления культуры А.Д. Карташов и предложили создать ансамбль гармонистов. Помогли купить восемь гармоней, одна в ДК уже была. Сам Виктор Федорович переделал их в одну тональность, благо, ремонтировать умеет – в районе нет ни одного села, откуда бы ни привозили ему на ремонт гармошки. Он до сих пор благодарен Н.Е. Бабанскому, с легкой руки которого гармониста, как говорится, открылось второе дыхание и он вновь стал востребованным, как руководитель ансамбля "Серебряные колокольца".
Пригласить в новый ансамбль решили детей. Виктор Федорович ходил по школам, приглашал к себе талантливых ребятишек. Откликались многие. В первое выступление на сцену вышли 13 юных гармонистов - это было в 2003 году. Зрители приняли первое выступление ансамбля гармонистов на "ура!", с тех пор им сопутствует успех. Удачными были совместные выступления с ансамблем ложкарей школы №2 под руководством Анатолия Долгова. На областном смотре "Играй, гармонь!" сам Виктор Федорович лично занял первое место, а ансамбль в целом вошел в число призеров. Три года подряд В.Ф. Новопольцев представляет наш район на областных конкурсах "А ну-ка, дедушки!" и "Саратовские дедушки", и без дипломов не возвращается.
Состав юных гармонистов меняется. Кто-то вырастает, кто-то, отыграв год, больше не приходит. Но есть и те, кто, взяв в руки гармонь, больше с ней не расстается. Среди тех, кто первым пришел в коллектив юных гармонистов, Маргарита Карпова – она шесть лет играла в ансамбле, талантливая девочка была лучшей ученицей Виктора Федоровича. Сейчас она старшеклассница, школьная программа не оставляет времени на занятия в ансамбле, но верится, что этот "самородок" с инструментом не расстанется. Немного позже Риты пришел Саша Андреев. Его, шестилетнего, в РДК привела мама. Гармонь – это их семейный инструмент, в семье много поколений гармонистов. Саша знает, что на гармони играл его дед Александр Григорьевич, прадед Григорий Филиппович и даже пра-прадед Филипп Филиппович.
- Сейчас Саша – наш ведущий гармонист, - говорит В.Ф. Новопольцев. – Скоро он меня обыграет, я ведь не молодею, руки уже не те, подвижность пальцев не та, а он развивается, самое главное - ему это нравится! Всесторонне развитый молодой человек: и в школе отличник, и спортсмен.
Самые первые воспитанники ансамбля уже выросли, в армии отслужили, кто играет на гармони, а кто и забросил. Но в последние годы в ансамбль стали приходить взрослые, причем те, кто раньше на гармони не играл, начинают почти с азов, или хотят усовершенствовать свою игру. Так, еще и года нет, как к коллективу присоединилась Татьяна Котлова, недавно начал заниматься Виктор Рязанов, они еще новички, но в музыку и гармошку влюблены, поэтому у них все получится.
Коллектив поддерживают и руководство РДК, и управление культуры, и глава администрации района Ю.А. Заигралов - недавно помог Виктору Федоровичу купить профессиональный инструмент.
Сейчас коллектив ждет новичков, примет и ребят, и взрослых с удовольствием.