Версия для слабовидящих |
18+
Выбрать регион

Газета Петровского муниципального района (Саратовская область).

г. Петровск Саратовской области, ул. Советская, 100
телефон: Главный редактор 8(84555)2-70-64, отдел рекламы 8(84555)2-70-35
e-mail: petvesti@bk.ru

Петровская глубинка

"Память - сила, сплачивающая всякое предыдущее со всяким последующим. С ней только человек делается личностью, народ - нацией, страна - государством". Эти слова, сказанные известным русским физиологом И.М. Сеченовым, отражают суть работы музеев.

Музей – это хранилище человеческой памяти. Сюда приходят, чтобы увидеть предметы прошлого, и чем дальше уходит время, тем дороже они становятся для нас. Особое место занимают школьные музеи, где, в отличие от других, превалирует учебно-воспитательное начало, так как основной его аудиторией являются дети и подростки. Музеи созданы во многих школах нашего района. Сегодня мы расскажем о работе музея Сосновоборской школы, который по праву можно назвать одним из лучших.

"Наш музей был создан в 2001 году по инициативе бывшего директора школы Н.В. Елисеева. У нас и до этого был уголок с экспонатами, но именно Николаю Васильевичу пришла мысль создать настоящий школьный музей в отдельном помещении с систематизированными выставками и экспонатами",- рассказывает учитель истории Ольга Денисова, которая всю жизнь проработала в этой школе и стояла у истоков музея. В то время она была классным руководителем пятого класса, с которым и начала поисковую работу. "Мы проехали по всем окрестным сёлам, поговорили с людьми, поделились своей идеей и нашли понимание. Многие в этот момент делились с нами не только своими сокровенными вещами и предметами старины, но и воспоминаниями. Нужно было видеть детские глаза в тот момент - они горели! Я не узнавала своих учеников- они были повзрослевшими, внимательными и очень заинтересованными. Мы открыли множество фамилий наших земляков, защищавших страну в годы Великой Отечественной войны. Нам были переданы ценнейшие вещи, которые заняли центральное место в музее",- продолжает Ольга Николаевна. Она бережно показывает номер газеты "Комсомольская правда", датированный 9 мая 1945-го года, где опубликован Акт о капитуляции Германии - подарок ветерана Семёна Ивановича Титкова, которого, к сожалению, уже нет в живых, но память о земляке жива. Есть газета "Ворошиловоградец" 1944-го года с поэмой Твардовского "Василий Тёркин". В музее хранится журнал успеваемости 7-го класса за 1944-й учебный год. Школа тогда была семилетней, это был выпускной класс, и современные ученики, по словам Ольги Николаевны, удивлены, что в журнале много двоек: "Я им говорю: вы забываете, что шла война, детям приходилось учиться и работать одновременно".

Школа провела активную работу по сбору документов и предметов военной поры. Особое место в музейных экспонатах принадлежит настоящим письмам- треугольникам с фронта, извещениям - похоронкам, запросам о пропавших. Центральное место в военной экспозиции занимают солдатские каски - русская и немецкая, привезёные из Волгограда, образцы снарядов, гильзы.

Житель села Богатырёвка Александр Гераськин подарил ребятам немецкую трофейную прялку, которую он привёз с фронта. Она гораздо ниже и меньше русской по размеру, поэтому, как говорил Александр (сейчас его тоже нет в живых), супруга почти не пряла на ней — неудобно. В экспозициях музея представлены миниатюрные книги, изданные в годы войны: сборник стихов Пушкина вышел в 1943-м году, когда средств, казалось бы, не было совсем. Бережно хранят здесь и ещё одну книгу, 1903-го года издания, - это учебник для гимназии. В нём собраны все предметы - история, русский язык, французский и литература.

Очень много фотографий, воспоминаний ветеранов войны о боях и труде оформлены в специальные папки, которые являются яркими иллюстрациями к урокам истории и различным мероприятиям. Как учитель истории, О.Н. Денисова отмечает: "Все материалы сегодня востребованы учебно-воспитательной работой школы. С использованием музейных экспонатов и документов проводятся уроки мужества, занятия факультативов, кружков. Здесь ученики овладевают навыками самостоятельной исследовательской работы, делают доклады, пишут рефераты".

На базе школьного музея было создано очень много костюмов, в том числе и для участия в районном конкурсе исторических реконструкций. С большим успехом прошёл спектакль на тему войны "Мы вернёмся", ребята стали победителями конкурса. Принимали они участие и в конкурсе правовых сказок, где тоже были использованы музейные экспонаты и костюмы. В школе стало доброй традицией готовить спектакли к историческим датам. А недавно прошло мероприятие, в ходе которого учащиеся попытались поразмышлять на философскую тему "Самое главное в жизни". В ходе его подготовки был использован семейный и музейный материалы. Дети глубоко вникли в тему, нашли обоснованные подтверждения своим мыслям. "Они буквально прониклись духом музея. Их выступления были очень эмоциональными и яркими во многом благодаря этому. И вообще очень важно использовать в работе краеведческий материал. Он гораздо интереснее и ближе детям, они его воспринимают по-другому",- считает Ольга Николаевна. А подтверждением тому является большой успех этих мероприятий у зрителей.

Музей - главная достопримечательность для выпускников школы и гостей села: здесь побывали, наверное, все. Нередко бывает, что хочется оглянуться назад и посмотреть, какими они были, эти школьные годы? Школа учила жить, писать, считать, любить, дружить… И здесь о многом расскажут фотоальбомы, картины, творческие работы, музейные экспонаты. Вот один из самых ценных, как считают в школе, - осколок зуба мамонта. Все поколения выпускников знают его историю: приблизительно 25 лет назад ученики Сосновоборской школы нашли в Григорьевке бивень мамонта. Но когда сотрудники Петровского краеведческого музея узнали об этом, предложили вариант обмена: бивень мамонта забрали себе, а школе передали осколок зуба. "Когда мы бываем в краеведческом музее, я говорю детям - это наша находка",- дополняет О.Н. Денисова.

Много в музее предметов "старины глубокой" - посуда, среди которой имеются редкий кувшин кузнецовского фарфорового завода, самовар, который разжигается с помощью сапога, чугуны, утюги, много деревянной утвари. Вот самые настоящие лапти - подарок Геннадия Мягкова. Оказывается, эта обувь в основном была предназначена для работы - лёгкая, мягкая, из которой без труда высыпаются песок и земля, они быстро сохнут. Дети их используют в своих театральных постановках. Есть самая настоящая ступа, и школьники знают, как в старину мололи муку. "А это - ночёвка (большое плоское деревянное блюдо), в которую насыпают принесённую из амбара муку. Она должна переночевать дома, согреться, прежде чем из неё испекут хлеб", - рассказывает Ольга Николаевна. Интересно было увидеть первые коньки на ботинках.

Особое место в музее отведено творческим работам учеников разных лет. Приковывают внимание работы Оксаны Гришиной из Богатырёвки, Евгения Тишина, Владимира Тишина, Сергея Тишина, Александра Даниленко. Многие являются участниками и победителями различных конкурсов. В истории школы села Сосновоборское хорошо известны имена самобытных художников. Сельчане помнят картины Бориса Иванцова - "Наша речка Грязнушка", Сергея Красношлыкова и его "После боя", Сергея Капкова - "Семиключье". Память о себе в школе оставила Наталья Кувшинова, расписавшая стены школьного фойе картинами на тему "Времена года". Ольга Николаевна с гордостью говорит о своих учениках, которыми по праву гордится школа. Так, например, картины Натальи Кувшиновой находятся в Китае, в Сочи и в других городах. Сейчас она живёт в Петровске, но наряду с любимым делом — воспитанием маленькой дочки - продолжает заниматься не менее любимым - творчеством.

Сегодня экскурсии проводятся в большинстве случаев самим руководителем музея, либо подготовленными экскурсоводами. Сложность заключается в том, что дети заканчивают школу и нужно готовить новых, но процесс идёт, и на смену одним приходят другие.

"Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей. Участие в поисковой работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого являются семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству", - говорит беззаветно увлечённая своим делом Ольга Денисова.

Учащиеся должны знать и помнить историю своей школы, историю города и в целом историю России – нашей многонациональной Родины. Какой альбом сможет вместить фотографии всех, кто учился и учил, рос и набирался опыта, постигал азы наук и сеял разумное, доброе, вечное?

Только музей поможет нам сохранить эту память. И если вам, уважаемый читатель, выпадет случай побывать в селе Сосновоборское, не поленитесь, загляните в школьный музей - не пожалеете!

Автор: Любовь Гутарова

По этой теме:

Лайкнуть:

Версия для печати | Комментировать | Количество просмотров: 2945

Поделиться:

Загрузка...
ОБСУЖДЕНИЕ ВКОНТАКТЕ
МНОГИМ ПОНРАВИЛОСЬ
НародныйВопрос.рф Бесплатная юридическая помощь
При реализации проекта НародныйВопрос.рф используются средства государственной поддержки, выделенные в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Фондом ИСЭПИ
ПОПУЛЯРНОЕ
ВИДЕО
Яндекс.Метрика