В годы великой Отечественной войны на территории района работали следующие предприятия: завод №251 ("Молот"), промкомбинат, сушильный завод, крупзавод, артели "Швейтекстиль", "Красногвардеец", "Деревообработка". Артель "Деревообработка" уже к концу 1941 года выпустила 500 пар лыж, в 1942 году начала производство спичек, саней и другого конного инвентаря (повозок, колёс, оглоблей, дуг) для Красной Армии.
Осенью 1941 года в Петровск был эвакуирован Московский завод №251. С ним из Москвы прибыли свыше тысячи специалистов и все оборудование. Вскоре был начат выпуск гранат Ф-1, РГД, бронебойных снарядов Р-22 и другой военной продукции. В начале 1942 года в цехах и отделах завода создавались комсомольско-молодёжные фронтовые бригады. Они выполняли нормы на 150 - 200 процентов. К концу 1942 года на заводе было 26 фронтовых бригад, а к концу 1944 -го их число возросло до ста и более.
В борьбе за повышение производительности труда широко было развёрнуто движение двухсотников, трехсотников, пятисотников и даже тысячников. Среди них - Н. Солодовникова, А. Орлова, Г. Григорьев, М. Романова и Н. Гусев (единственный тысячник в районе).
В годы войны на заводе работало много технически грамотных конструкторов и технологов, мастеров, бригадиров, которые после войны были переведены Министерством обороны на другие заводы в Москву.
В первых числах июня 1945 года завод "Молот" открыл в сосновом бору пионерский лагерь, где в первую очередь предоставляли отдых детям фронтовиков, детям – сиротам и детям лучших производственников.
В годы войны в Петровском районе насчитывалось 55 колхозов, два совхоза и четыре МТС. По решению исполкома Петровского райсовета для работы в сельском хозяйстве были призваны 1500 жителей города, среди них - рабочие, служащие, домохозяйки, дети. Основная тяжесть легла на женские плечи. Село жило нуждами фронта. Девизом сельских тружеников были слова: "В труде - как в бою".
В 1941 году на полях Саратовской области работали 240 женщин-трактористок, в 1943 году было создано 265 женских бригад, среди них были и бригады петровских тружениц.
Автохозяйство города Петровска было сформировано 1 января 1938 года. Автомашины собирали с таких машинно-тракторных станций (МТС), как Ножкинская, Грязнушенская, Озерская, Старославинская, Малосердобинская, Даниловская, Вязьминская, Бакурская.
Петровское автохозяйство начало существовать буквально на пустом месте (на берегу реки Медведицы), а с 1940 года оно разместилось в двух помещениях. В мастерской помещались всего четыре машины, остальные находились на улице. Был один токарный и один сверлильный станок. Во время войны автопарк лишился большинства исправных машин, которые были мобилизованы и отправлены на фронт. Вместо мужчин - водителей в обязательном порядке на трёхмесячные курсы, организованные военкомом при Петровской МТС, привлекались девушки. Водителями на ЗИС-5 работали мужчины, а на ГАЗ АА - женщины и молодые девушки, работали они бригадами. К десяти девушкам "прикреплялся" один мужчина (как бригадир), он водил свою машину ЗИС-5. Этому бригадиру военкоматом давалась броня, его не брали в армию.
В гараже в это время работали ремонтники, которые производили ремонт кузовов и деревянных кабин.
В конце войны автоколонну №13 переименовали в Петровскую автороту Союззаготтранс. Сразу после окончания войны автопарк пополнился машинами "Студебеккер", "Форд", "Джемси", "Додж" из воинских частей. В основном автоколонна занималась перевозкой сельскохозяйственной продукции, доставкой зерна на элеватор и в соседние районы, обслуживала спиртзаводы. К концу 1946 года девушек-водителей осталось 18 человек. В военный период не один раз предприятие награждалось переходящим Красным знаменем от Саратовского облавтотреста "Союз-заготтранса" за перевыполнение плана перевозок.
Ещё не закончилась война, а люди уже думали о мирной жизни. Осенью 1944 года было принято решение о строительстве в Петровске завода по ремонту сельскохозяйственной техники и производству некоторых видов сельхозинвентаря. Вскоре после войны было начато строительство нового завода хозяйственным способом. В основном на нём шёл ремонт комбайнов и тракторов.
В период строительства завода наряду с выпуском основных деталей производился ремонт автомобильных и тракторных двигателей.
С 1958 года завод начинает специализироваться на изготовлении шестерён заднего моста автомобилей ГАЗ-51 и ЗИЛ-157.
В связи с реорганизацией производства заводу требовались свои рационализаторы. Одними из лучших рационализаторов стали Пётр Фёдорович Котлов и Николай Михайлович Перекосов. Так, отличник соцсоревнования РСФСР 1961 года П.Ф. Котлов был токарем, автором рацпредложений, давших годовой экономический эффект 25789 рублей. Петровчанин Н.М. Перекосов работал слесарем моторемонтного цеха, был инициатор создания комплексных бригад по ремонту двигателей ГАЗ-51.
Одна из лучших, добросовестных работниц завода Мария Петровна Хаврошина обслуживала сразу два станка, её средняя выработка за день в 1959 году равнялась 154 процентам.
С 1958 года завод начинает специализироваться на изготовлении заднего моста автомобиля ГАЗ-51, а с 1960 года стал Петровским заводом автозапчастей. С этого времени ведёт свою историю завод, который впоследствии вошёл в состав объединения ЗИЛ.
В конце Великой Отечественной войны Государственный Комитет обороны постановил, чтобы часть предприятий оборонной промышленности приступила к изготовлению товаров для населения. В июле 1945 года Верховный Совет СССР утвердил закон о демобилизации тринадцати возрастов личного состава действующей армии. В августе 1945 года ЦК ВКП (б) и советское правительство разработали проект плана восстановления и развития народного хозяйства на 1946 -1950 годы. Тогда же правительство приняло решение, обязывающее предприятия местной промышленности увеличить выпуск товаров для населения и выпуск гражданской продукции. С 1 января 1945 года завод, эвакуированный из Москвы, стал называться электромеханическим заводом "Молот".
Начавшаяся после войны перестройка жизни охватила, прежде всего, народное хозяйство. В 1945 году для выпуска товаров первой необходимости Петровским горпромкомбинатом было организовано гончарное производство: изготовление глиняных горшков, кувшинов, бокалов и другой продукции.
Артель "Деревообработка" имела литейный и слесарный цеха, которые переключились на выпуск металлической посуды. Артель "Швейтекстиль", имея за 1946 год чистой прибыли 813 рублей, заняла первое место в социалистическом соревновании. Ей было вручено переходящее Красное знамя. Самоотверженный труд рабочих и служащих позволил ускорить темпы восстановления народного хозяйства в послевоенные годы.
Даже непредвиденные обстоятельства не остановили этот мощный процесс. В 1946 году на страну обрушилась сильнейшая засуха, она охватила десятки областей РСФСР. Тысячи совхозов и колхозов Украины, Крыма, Молдавии, Поволжья и других районов не только не могли сдавать хлеб государству, но и сами нуждались в поддержке.
В конце 1947 года по почину ленинградцев началось дальнейшее движение под лозунгом "Пятилетку - в четыре года!". Тысячи рабочих брали на себя личные обязательства, регулярно перевыполняя их.
Война тяжело отразилась на положении колхозно-совхозного производства, сократились посевные площади, ухудшилась обработка полей.
По данным отдела сельского хозяйства, по Петровскому району общая земельная площадь в 1940 году составляла 98417 квадратных километров. Почти вдвое сократилось наличие сельхозмашин в Петровском районе, поэтому убирать хлеб, вязать снопы, обмолачивать колосья приходилось вручную, и занимались этим, в основном, женщины, подростки и старики. У многих на войне убили кормильцев, многие ещё к 1945 - 1948 годам не были демобилизованы.
Самоотверженный труд рабочих и служащих позволил ускорить темпы восстановления народного хозяйства.
Одними из передовых рабочих этой поры были Любовь Ефремовна Орлова (одна из немногих женщин – механизаторов, работавших в Петровской МТС, неоднократно избиралась депутатом местного Совета народных депутатов), Георгий Леонтьевич Ивушкин (в декабре 1945 года поступил на работу в Петровскую МТС бригадиром - комбайнёром. Принял бригаду колхоза им. Стаханова, организовал комсомольско-молодёжную тракторную бригаду в основном из демобилизовавшихся воинов). С 1946 года бригада Г.Л. Ивушкина завоёвывала первые места в социалистическом соревновании по району по всем видам показателей. План по сдаче хлеба государству ей выполнялся на 200 - 300 процентов. В 1948 году имена членов бригады были занесены в Книгу Почёта обкома ВЛКСМ.
(Продолжение следует).