Глава государства отметил, что нацпроект должен обеспечить глобальную конкурентоспособность российской школы и вхождение России в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования.
Удмуртия включилась в реализацию масштабной национальной программы восьмью региональными проектами: "Успех каждого ребенка", "Современная школа", "Поддержка семьи, имеющих детей", "Цифровая образовательная среда", "Учитель будущего", "Молодые профессионалы", "Новые возможности для каждого" и "Социальные лифты".
Как реализация нацпроекта повлияет на процессы модернизации образовательного пространства района, когда и где будут построены новые школы, каким будет учитель будущего, об этом рассказала начальник управления образования Наталья Красноперова.
— Наталья Геннадьевна, расскажите, с чего в районе началось переформатирование отрасли образования?
— С начала текущего года в республике ведется активная работа по реализации нацпроекта. Министерство образования и науки Удмуртской Республики организовало несколько стратегических сессий, где педагогическому сообществу была разъяснена суть предстоящей работы. Все сотрудники районного управления образования, в том числе и я, прошли обучающие семинары.
В настоящее время нами уже разработаны определенные модели и механизмы по реализации нацпроекта, согласованы с министерством образования и науки Удмуртской Республики "дорожные карты", утверждены показатели по каждому проекту. Организована стратегическая сессия для директоров школ, где презентована модель реализации нацпроекта "Образование" в районе.
Ведется подготовка к августовской педагогической конференции "Национальный проект "Образование": старт в будущее", которая пройдет в этом году в одном формате для всех районов Республики 22-23 августа. Перезагрузка должна коснуться всех: от руководителей до рядовых учителей, будет охвачено информационной работой педагогическое сообщество не только нашего района, но и республики.
— Назовите основные моменты, которых больше всего коснется образовательная "перестройка".
— Работа будет вестись по нескольким направлениям: обновление содержания системы на уровне основного и общего среднего образования, создание необходимой современной инфраструктуры в образовательных организациях, подготовка соответствующих профессиональных кадров, их переподготовка и повышение квалификации.
Также будут сформирована эффективная система выявления и поддержки одаренных детей.
— Мы знаем, район намерен активно участвовать в реализации проекта "Современная школа". Какие изменения произойду в системе образования в рамках данного проекта?
— Проект "Современная школа" подразумевает создание новых мест для школьников, обновление материально-технической базы, образовательных программ, внедрение новых методов обучения и воспитания.
В настоящее время ведется строительство Постольской школы, формируется проектная документация для строительства Завьяловской школы на 825 мест в деревне Пычанки. Планируется строительство других школ и детских садов в некоторых населенных пунктах района.
В этом же проекте предусмотрено создание в сельских школах центров цифрового, естественнонаучного и гуманитарного профиля "Точка роста". В районе такие центры планируется открыть в 2020 и 2021 годах в Завьяловской, Подшиваловской, Ягульской, Юбилейной, Италмасовской, Первомайской, Каменской, Совхозной и Люкской школах.
Задачами Центров является охват своей деятельностью на обновленной материально-технической базе всех учащихся школы по предметам технология, математика и информатика, физкультура и ОБЖ. А также обеспечить охват не менее 70% учеников дополнительным образованием по программам цифрового, естественнонаучного, технического и гуманитарного профилей во внеурочное время, в том числе с использованием дистанционных форм обучения и сетевого партнерства.
"Точки роста" будут создаваться как структурные подразделения школы, в деятельности которых будут применяться еще более современные информационные технологии, средства обучения, учебное оборудование, высокоскоростной Интернет и другие ресурсы, которые послужат повышению качества и доступности образования.
Важно, что инфраструктура центра "Точка роста" будет использована и во внеурочное время как общественное пространство для развития цифровой грамотности населения, шахматного образования, проектной деятельности, творческой, социальной самореализации детей, педагогов, родительской общественности!
Для этих целей в центрах "Точка роста" полностью перепрофилируют кабинеты технологии. Их укомплектуют специальной техникой. Рядом с учебным классом будет оборудована зона коворкинга — специальное помещение для проведения совместной работы, где ребята смогут собираться для обсуждений. Во всех образовательных центрах Удмуртии такие помещения для коллективной работы оборудуют в едином стиле и мебелью одного бренда.
Сегодня наша задача к сентябрю 2020 года обновить материально-техническую базу первых четырех школ для создания таких центров.
— Не получится так, что мы воспитаем поколение, которое разучится что-либо делать руками: нитку в иголку вдеть, гвоздь забить?
— Эти навыки ребенку должны прививать в семье. Задача школы — воспитывать людей, которые должны соответствовать современным потребностям общества. Мы живем в эпоху развития цифровых технологий, поэтому нашим детям необходимо умение владеть компьютером, создавать что-то в новом формате, искать хорошо известным вещам новое концептуальное применение. В этом и заключается суть переформатирования уроков технологии.
В кабинете технологии останется зона с ручными инструментами и будет создана цифровая зона, где ребята смогут работать с программами графического дизайна, осваивать 3D моделирование, создавать орнаменты, украшения, элементы декора, костюма и интерьера. Научатся работать с VR-шлемом и квадрокоптерами. Поэтому главная задача для нас в 2019 году переобучить и подготовить педагогов к работе в "Точке роста".
— Что планируется сделать в рамках проекта "Успех каждого ребенка"?
— Этот проект нацелен на формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей. В результате его реализации к 2024 году 80% наших детей от 5 до 18 лет будут охвачены дополнительным образованием (в 2019 году этот показатель составляет 73%). В том числе дополнительное образование должно стать доступным для 70% детей, имеющих ограничения по здоровью (2019 год — 45 %).
Кроме того, ставится задача обеспечить охват детей дополнительными общеобразовательными программами технической и естественнонаучной направленности. За пять лет показатель этого раздела необходимо довести с 11 до 22 %.
Данные показатели мы намерены выполнять, увеличивая спектр образовательных программ. Сегодня ознакомиться с перечнем действующих программ, которые реализуются в образовательных учреждениях можно в информационной системе "Портал-навигатор дополнительного образования детей".
Также в рамках данного проекта необычно и интересно будет выстроена работа по ранней профориентации школьников. К сожалению, современная школа не выполняет в полной мере ту задачу, которую ставит перед нами государство. Случается, наши выпускники школ поступают в вуз, но вскоре понимают, что выбрали не ту область и вынуждены сменить профиль.
Предотвратить такие ситуации поможет проект "Билет в будущее". Кроме того, у школьников района появится возможность участвовать в профориентационных онлайн-мероприятиях в рамках проекта "ПроеКТОриЯ". Не зависимо от того, в каком населенном пункте находится ученик, он сможет подключиться к ресурсу, встретиться с российскими лидерами экономики, познакомиться с ключевыми отраслями экономического развития страны, получить представление о профессиях и возможность решать реальные практические задачи отрасли.
— Наталья Геннадьевна, спасибо за интервью. Хочется верить, что реализация национального проекта "Образование" значительно расширит возможности для предоставления качественного современного образования всем учащимся района, включая детей с особенностями здоровья, независимо от места проживания.