В последнее время все больше предлагается инновационных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями. Мы в большинстве своем недостаточно знаем как о проблемах таких детей, так и об их возможностях. Однако есть люди, которые взяли на себя нелегкий труд обучать особенных ребят, создавать для них условия, необходимые для получения качественного образования, чтобы помочь адаптироваться в современном обществе и подготовить к жизни в большом мире. Уже много лет педагоги Агинской средней общеобразовательной школы №1 работают с детьми с ОВЗ.
О том, как сегодня осуществляется обучение детей с особенностями развития, мы беседуем с заместителем директора Агинской средней общеобразовательной школы №1 по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Людмилой Сычевой.
- Людмила Петровна, школа уже не первый год работает по адаптированной основной общеобразовательной программе. С чего же все начиналось?
- В 2008 году, когда на территории Саянского района была закрыта коррекционная школа, к нам пришли дети с различными ограничениями здоровья, были открыты коррекционные классы. Но и до этого по желанию детей и родителей в Агинской средней школе №1 уже обучались дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В их числе были ребята, которые еще в начальных классах начинали испытывать трудности в освоении общеобразовательной программы. Практика эта показала себя только с положительной стороны, и после закрытия коррекционной школы, Агинская средняя школа №1 открыла свои двери для особенных детей. В 2008 году сюда пришло 5 ребят.
- Но сегодня особенных ребят в школе стало намного больше…
- Да, это так. В настоящее время в школе обучается 65 детей с ОВЗ, 5 из них по общеобразовательной программе, и 60 – по адаптированной. В 2017 году в первый класс придут 7 детей с нарушениями интеллекта, опорно-двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра. Это большая цифра.
- Сложно ли было детям адаптироваться в школе?
-Думаю, что им, наоборот, было очень интересно общаться с другими учениками. Наверное, еще и потому, что рядом были учителя, которые оказывали ребятам максимальную помощь в адаптации. Считаю, что дети очень легко влились в этот большой коллектив. Гораздо сложнее пришлось учителям общеобразовательной школы, администрации. Нужно было создавать специальные образовательные условия для детей с ОВЗ, работать над толерантным отношением к ним со стороны сверстников, их родителей, педагогов и других работников школы. И сейчас продолжается работа над созданием общественного мнения, что дает положительные результаты. В инклюзивных классах между детьми с типичным и нарушенным развитием складываются вполне прочные и дружеские отношения.
- С приходом в школу детей с особенностями в развитии пришлось оборудовать специальные помещения. Насколько это оказалось проблемно?
- Конечно, чтобы оборудовать учебные места для детей и кабинеты специалистов, пришлось участвовать в двух конкурсных отборах на получение субсидий. На эти субсидии было приобретено специальное оборудование для обучения и социализации детей. Мы открыли кабинет социально-бытовой ориентировки, оснастили швейную и столярную мастерские таким оборудованием, о котором можно было только мечтать. Все это оказалось доступно и для ребят с особенностями, и для других школьников.
В кабинете социально-бытовой ориентировки дети учатся вести домашнее хозяйство – накрывать на стол, готовить, создавать уют, строить семью, свой быт, хозяйство.
В школе также появились специалисты: дефектологи, специальный психолог, пришлось пересмотреть свою программу работы логопедам.
- По-прошествии времени, это почти 10 лет, можно ли говорить о результатах? Раньше ведь многие из особенных ребят считались необучаемыми.
- Считаю, что все дети должны учиться. Опираясь на опыт, могу утверждать, что особенные ребята могут учиться и применять полученные знания в повседневной жизни. Кроме того, через общение они получают возможность лучше социализироваться. Есть положительные примеры. В прошлом году впервые в школу пришел мальчик с нарушениями опорно-двигательного аппарата и другими нарушениями. Его привела мама. Мальчик обучается индивидуально на дому, но родители регулярно приводят его на внеклассные мероприятия. Мама даже высказала пожелание, чтобы сын ежедневно занимался в школе среди сверстников, и они готовы привозить его на занятия. Впрочем, о каждом из ребят можно рассказывать отдельно, у каждого свои особенности и свои достижения.
- А какова роль родителей в обучении?
- Они оказывают нам огромную помощь. Они видят, что ребенок развивается, усваивает знания, становится менее скованным и сами включаются в учебный процесс. Для мам и пап в школе работает родительский всеобуч, руководит которым Галина Адамовна Никифорова. На родительских собраниях они обучаются правильно воспитывать детей, помогать им в учебе. Следует отметить, что родительские собрания всегда перерастают в семейные советы. Родители сами начинают что-то понимать и делиться опытом. А ведь на первых порах для них было удивительно узнавать о том, на что способны их дети, открывать для себя что-то новое.
-То есть школа в конечном итоге стала базовой площадкой для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья…
- Если до сих пор школа только выполняла роль ресурсного центра в Саянском районе, то теперь мы уже официально получили этот статус. Мы обладаем материально-техническими, методическими, кадровыми ресурсами для обучения детей с ОВЗ. У нас организована сетевая форма взаимодействия с другими учреждениями, которые занимаются с детьми с особенностями. К нам могут приехать из других школ района педагоги с учащимися и провести уроки в хорошо оборудованных кабинетах, которыми мы можем гордиться по праву.
Огромную помощь оказывает коллектив отделения реабилитации Центра помощи семье и детям "Саянский". Это и есть сетевое взаимодействие, но это тема для отдельного разговора.
- Отслеживаете ли вы статистику, какие дети и сколько их придет в последующие годы?
- Конечно, мы поддерживаем тесную связь с территориальной медико-психолого-педагогической комиссией, поэтому есть возможность заранее проработать программы индивидуальных занятий. Мы отслеживаем ребят практически с момента подтверждения нарушений и изначально знаем, в каком году дети придут в школу, чтобы подготовиться к их приему. Год назад в школе был оборудован пандус, в рекреациях установлены поручни, даже туалетные комнаты были переоборудованы исходя из особенностей нарушений опорно-двигательного аппарата наших учеников.
- Людмила Петровна, каждый человек уникален по-своему. Но все основные знания и умения закладываются еще в детстве. Расскажите, каких успехов достигают ваши ученики.
- Многие из ребят начинают раскрываться практически сразу: на уроках технологии, музыки, литературы, физической культуры, других уроках. Они участвуют в спортивных соревнованиях, и учителя физкультуры отмечают, что дети сильные, выносливые. Кроме того, наши ученики успешно участвуют в конкурсе чтецов, прекрасно поют, танцуют. Абсолютно все дети с удовольствием посещают Центр детского творчества.
Есть яркие примеры успешности наших ребят. Одна из девочек обладает прекрасным голосом, она раскрыла в себе фольклорный талант. На уроках труда тоже раскрываются очень многие. Наша выпускница заняла призовое место в конкурсе "Лучший по профессии". Еще одна выпускница – девочка с золотыми руками. Она не только отлично шьет, но и плетет из бисера. Впрочем, рассказывать можно долго, не пропуская ни одной фамилии. На выпускной вечер в 2016 году все девочки сами сшили себе платья. Не случайно они все поступили в профессиональное училище города Зеленогорска для обучения профессии "швея" и являются там одними из лучших.
Нельзя не отметить успехи мальчиков. Один из них – спортсмен, тоже поступил в Зеленогорское училище и осваивает профессию столяра, в чем был успешен и в годы учебы в школе. Все ребята получают доплату к стипендии за хорошую и отличную учебу.
Мы отслеживаем судьбу каждого. К сожалению, нашим выпускникам пока сложно устроиться на работу, но ребята не отчаиваются. Так, два наших выпускника получили профессиональное образование и сейчас планируют продолжить обучение и повысить свой профессиональный уровень. Таких положительных примеров немало.
Некоторые из наших выпускниц уже создали свои семьи. И это тоже успешная социализация. Мы рады видеть, что плоды нашей работы дают положительные результаты.