С этого диалога на пересыльном пункте в г. Красноярске и началась моя служба в Военно-воздушных силах. Новая форма, проводы под "Прощание славянки", 4 дня в поезде, 2 недели курса молодого бойца в Челябинске, еще 2 дня в поезде – и вот я в части, которая стала мне домом на следующие два года.
Служить мне выпала честь в воинской части, расположенной на пермском аэродроме, в истребительно-авиационном полку. Боевой единицей полка был многоцелевой сверхзвуковой истребитель-перехватчик МиГ-31. Самолет, созданный еще в СССР, но аналогов по многим показателям которому и сегодня нет в мире.
Полк, в котором я служил, знаменит тем, что его истребители в 1960-м году сбили американский самолет-разведчик U-2 под управлением Пауэрса – это был один из ключевых эпизодов холодной войны. После этого события США вынуждены были признать существование программы разведывательных полетов над СССР.
Поскольку служить в армию я пошел, уже имея водительское удостоверение, за мной сразу закрепили спецавтомобиль с ремонтным оборудованием на базе УАЗ-452. Ежедневно (кроме дней, когда я заступал в наряд) после завтрака нас, несколько солдат, отправляли в технико-эксплуатационную часть. Там, в большом ангаре на 4 самолета, мы помогали специально обученным офицерам в ремонте и обслуживании истребителей. За время службы я поучаствовал почти во всех возможных операциях, теперь даже знаю, как поменять двигатель на МиГ-31... Жаль, эти знания в гражданской жизни вряд ли когда-то пригодятся.
Основная должность никак не освобождала от общеармейских будней: каждое утро – зарядка с марш-броском 3-5 км. По вечерам – строевая подготовка. Также, как и в других войсках, порядок в казарме был идеальный. Даже кровати заправляли по ниточке. То же самое можно сказать и про территорию части: военный городок был идеально чист.
Такую службу нельзя было бы назвать интересной, но все менялось, когда начинались тренировочные полеты (примерно раз в две недели). Вся часть в этот день концентрируется на аэродроме. Все офицеры и солдаты, кроме тех, что были в нарядах, устремлялись на аэродром, каждый знал свою функцию. В полетах участвовали 10-15 самолетов, каждый из них за день совершал по 7-10 вылетов. Полеты длились до 15-ти часов.
Часто во время полетов мне приходилось стоять на подборке тормозных парашютов – их истребитель использует для дополнительного торможения во время приземления. В конце полосы он "отстреливает" парашют, который нужно успеть убрать со взлетной полосы очень быстро – следом уже приземляется следующий самолет. А весит этот парашют более 50-ти кг. Благо, собирали его 3 солдата. Грузили в специальные мешки и увозили на переукладку.
Но интересно другое: именно там, рядом со взлетно-посадочной полосой, можно ощутить всю мощь истребителя МиГ-31. Взлетая в нескольких метрах от тебя, он издает звук около 170 децибел, что превышает болевой порог. Этот звук, издаваемый двумя турбореактивными двигателями, может в прямом смысле свалить с ног... Первое время закрывал уши, но потом привык.
Поражало воображение и то, как легко истребитель уходит в небо. Он спокойно может принять вертикальное положение и, включив "форсаж", словно ракета с вырывающимся из сопел пламенем исчезнуть за облаками за мгновение.
Гораздо тише, миролюбивее, медленнее взлетали гражданские самолеты.
В остальном служба в ВВС похожа на службу в других войсках. Так же за каждым солдатом закреплен автомат, те же учебные тревоги, сопровождаемые забегами в бронежилетах и касках с полным снаряжением. Та же каша на завтрак с кругленьким кусочком масла. Те же 300 рублей денежного довольствия в месяц (сейчас, конечно, больше).
Но были и свои отличия. Так, у каждого солдата одних только комплектов формы было 6 штук: летние - повседневная, парадная и летно-техническая, зимние - повседневная, парадная и летно-техническая. На аэродром пускали только в летно-технической, зимняя, кстати, намного удобнее и теплее стандартных бушлатов.
За полгода до демобилизации мне присвоили звание "младший сержант" и должность "командир отделения". В последние месяцы службы я очень скучал по дому, но, вернувшись, через какое-то время понял, что мне не хватает этого постоянного гула самолетов, запаха керосина, своих друзей-сослуживцев. Два года, проведенные в Военно-воздушных силах, заставили меня влюбиться в авиацию.