Особенно плачевно дела обстояли в сельской местности. Население поголовно было вынуждено заниматься физическим трудом, чтобы прокормить себя и свои многочисленные семьи. Людям было не до учёбы. В то же время в крестьянских семьях нередко рождались настоящие самородки, талант которых не получал дальнейшего развития. Судьба каждого была определена с рождения и ограничивалась самыми простыми заботами и радостями жизни. Так могло продолжаться ещё долго, если бы на заре становления советской власти высокую миссию просветительства крестьянских детей, да и взрослых тоже, в районе не взяли на себя настоящие сподвижники своего дела, первые советские учителя, которые оставили о себе память, которую не стирают годы. Среди них в особом ряду стоят И.Л. Бузаев–учитель Судосевской школы, А.Ф. Троицкая–учитель Марьяновской школы, Е.В. Крюкова–учитель Починковской школы, М.З. Нестеров и А.Г. Остроумов–учителя Большеберезниковской средней школы, А.Н. Лебедева–учитель Симкинской школы и многие другие. В 40-х годах прошлого столетия за заслуги перед обществом они в числе самых первых в России получили звание "Заслуженный учитель РМ", а В.П. Орлова–учитель Нерлейской школы, была награждена самой высокой государственной наградой: орденом Ленина.
Наш долг помнить об этих людях, воздавая им заслуженное уважение.
Сегодня мы рассказываем о судьбе Веры Петровны Орловой.
О прошлом этой женщины известно немногое, но ещё живы люди, с которыми она общалась, помнят о Вере Петровне дети и внуки её бывших учеников. По рассказам местных жителей, а преподавала она в Нерлее, В.П. Орлова приехала в Мордовию в 20-х годах совсем молодой девушкой. В те годы было не принято распространяться о родственных связях, особенно выходцам из богатых сословий. Но, всё же, в деревне было известно, что родители Веры Петровны были священниками в Пензенской губернии. По некоторым сведениям, родители и сестра Анна какое-то время жили в Нерлее. Она сама никогда не выезжала из села до самой смерти, и её никто не наведывал. Свою семью она не завела, и всю свою заботу, доброту и участие эта женщина отдавала местным ребятишкам, обучая их не только грамоте, но и приобщая к культуре, пробуждая интерес ко всему новому, прогрессивному. Никто не видел её праздной: Вера Петровна всегда была в школьных делах, в окружении учеников. Даже дома она редко оставалась одна.
Очень многие ученики благодаря её стараниям потянулись к знаниям, захотели изменить свою судьбу. Александра Кузьминична Сусина вспоминает:
—Вера Петровна сыграла огромную роль и в судьбе моего отца, Кузьмы Ивановича. Он воспитывался в большой семье, и отец не собирался отдавать его в школу. Но учительница несколько раз приходила к ним в Семилей и уговорила родителей отдать Кузьму на обучение. Он с детства был очень способным, имел феноменальную память. Одну из поэм Демьяна Бедного до старости помнил наизусть, читал её своим детям. Маленькому мальчику нелегко было добираться до школы самостоятельно, и Вера Петровна брала его после уроков к себе домой, кормила его, и в Семилей он возвращался только на выходной. Она опекала не только его, но и многих других. Вера Петровна оказала реальное влияние на судьбы того поколения деревенских ребятишек из Нерлея и окрестных сёл. Многие из них благодаря стараниям учителя получили возможность изменить уготованную участь.
Так, Кузьма Иванович, опять же под влиянием Веры Петровны, в 16 лет поехал учиться в Санкт-Петербург, где окончил школу НКВД, отслужил в Армии. Когда началась война, Кузьма Иванович был призван в ополчение. Александра Кузьминична рассказывает:
—Судьба любимого ученика всегда волновала Веру Петровну. Уже после войны он рассказывал ей, как трижды попадал в плен и трижды бежал. Последний раз измождённого, без сил, его подобрали в лесу местные жители. Закидав хворостом, привезли на санках домой. Немцам они выдали его за сына, и никто из соседей не донёс. Но когда молодёжь стали угонять на работу в Германию, отца забрали среди многих других.
В 1945 году он был освобождён, чтобы потом отсидеть ещё год в наших лагерях. Только в 1946 году, после тщательной проверки, его отпустили домой.
Его жена Любовь Петровна выходила мужа, вытащив Кузьму Ивановича буквально с того света. И она, первая деревенская красавица с роскошной косой, была счастлива, что семья снова вместе. Кузьма Иванович прожил 98 лет.
Вера Петровна навещала его в болезни, поддерживала добрым словом. И когда она сама занемогла и почти ослепла, Сусины не оставили свою благодетельницу. Пока Вера Петровна ещё могла себя обслуживать, она продолжала жить в своём маленьком доме. Но когда стало ясно, что пожилая женщина не сможет больше жить одна, Кузьма Иванович посоветовался с женой, и они решили взять её к себе.
Даже в последние годы своей жизни Вера Петровна не утратила чувства собственного достоинства и интеллигентности. Внешне она была как все: скромно одета, немногословна. Но твёрдый характер, сила духа бросались в глаза каждому, кто был с ней рядом.
Александра Кузьминична, вспоминает:
—Люди к ней шли за советом, и она помогала им в разных жизненных ситуациях. Для себя ей было надо немного, она всегда довольствовалась малым. А больше всего любила читать и слушать музыку. Отец самоучкой выучился играть на баяне, аккордеоне, а мама—на балалайке. И когда в доме звучали музыкальные инструменты, Вера Петровна была счастлива. А ещё она просила нас включить проигрыватель, чтобы послушать песни своей любимой певицы Лидии Руслановой.
Вера Петровна не нажила богатства, и даже то малое, что у неё было: серебряные ложки родительского приданого, пуховый платок и даже орден, у неё украли. Она была твёрдо уверена, что сделать это могли только люди пришлые. Разве могли местные, для которых она всю жизнь делала добро, сотворить такое?
В семье своего бывшего ученика она прожила четыре года и умерла на руках Кузьмы Ивановича в 1972 году. Сусины похоронили В.П. Орлову недалеко от своей родовой могилы, поставили памятник и недавно обновили на нём табличку.
В районном краеведческом музее хранится удостоверение под номером 109907 на орден Ленина, который в 1949 году получила за свой самоотверженный труд на ниве просвещения Вера Петровна Орлова.