Я училась в десятом классе, как и все школьники подросткового возраста, любила отлынивать от учебных занятий и участвовать в чем-то более динамичном и "ненапряжном". Поэтому когда прозвучал вопрос о том, кто умеет играть в баскетбол и готов защищать честь школы в женской сборной, я без сомнений подняла руку. А что тут сложного?
Сложности начались в спортивном зале Соснового Бора, куда наша сборная-солянка приехала выцарапывать и выбивать победу в игре, о которой мы, по большей части, понятия не имели. Поэтому высокий седовласый дядечка-судья своей отчаянной жестикуляцией вызывал смех. Девчонки, ну что с нас взять?
Чуть позже я узнала, что этот забавный жест называется "пробежка". Позже – это когда наша несостоявшаяся NBA с позорным счетом вернулась в родные классы. И когда я приняла серьезное решение заниматься в секции баскетбола у того самого "дядечки" – Валентина Никоноровича Москаленко.
Уже тогда этот человек производил на меня сильнейшее впечатление своей силой, энергичностью, неугасаемым желанием развития у молодежи спортивных навыков и талантов. А самое главное – мудростью, терпением и добротой. "Оксанка! Ну, лентяйка, ей-богу!", – это был самый серьезный критичный комментарий, который я слышала (и весьма часто) в свой адрес. И который сопровождался неизменной хитрой улыбкой и веселыми морщинками. Тренировка начиналась в 15:00 и длилась два часа. Этих двух часов я могла ждать с самого раннего утра, потому что знала абсолютно точно – что бы ни творилось у меня в душе, дома или дневнике, в сакральные 15:00 все превратится в иллюзию и станет незначительным.
А в дневнике, к слову, к первому полугодию вырисовывалась уверенная "двойка" по физике. Общим сбором родительского совета было решено направить меня к репетитору по злосчастному предмету, кроме того, вместе со мной была моя верная подруга по тренировкам и запущенности в науке амперов и Ньютонов. Спустя почти десять лет уже и не помнится, кто посоветовал нам "лучшего в своем роде", но предполагаемые мучительные часы у репетитора обернулись удивительным миром познаний – Валентин Никонорович теперь терпел нас не только на спортивном, но и "учебном" поле. Нет, блистать знаниями по физике я так и не стала – не мой профиль, как говорится, но оценки улучшились, как и само отношение к этому школьному предмету в целом. Валентин Никонорович умел объяснить и заинтересовать, с бесконечным терпением водил по нашим тетрадям ручкой, показывая на примере ящиков и мячей теории в действии. В перерывах между этими внеклассными уроками мы разговаривали о жизни, делились новостями и впечатлениями от последних новостей. Между собой все знающие его ребята ласково называли "Никонорыч", и он умел просто и доступно помогать решать не только спортивные споры и задачи по физике, но и ситуации, которые происходили в жизни его подопечных. Именно с тех пор этот человек стал для меня абсолютным авторитетом.
В одиннадцатом классе я впервые пробовала себя в роли журналиста. Школьная газета – это обязательно, но благодаря помощи моей тогдашней наставницы Марины Кузьминой в свет (а если точнее, то на страницы газеты "Призыв") вышла моя первая статья о международном учителе танцев Аните Антоновне Моховой. Как сейчас помню, что это было интервью на второй полосе, и я очень гордилась проделанной работой и переживала одновременно: хорошо ли написано? Достаточно ли хорошо написано? А написать хорошо – это как? На момент выхода материала я находилась в Пскове, готовилась к поступлению в ВУЗ. Нервы и так были на пределе всего возможного и невозможного, и тут на экране телефона высветился незнакомый номер. "Привет, Оксанка! Видел твою статью. Поздравляю, очень приятно читать, ты молодец", – сипловатый голос любимого наставника оказал на меня чудодейственный эффект. Во-первых, я перестала переживать по поводу надвигающейся студенческой жизни. А во-вторых, я перестала сомневаться в правильности выбора своего пути.
Дорогой Валентин Никонорович! Я точно знаю, что Вы сейчас читаете этот текст ("Ой, Оксанка"), и поэтому хочу сказать Вам те слова, которые говорила очень редко вслух, но которые часто звучали в моей голове в разные периоды жизни. Спасибо Вам, дорогой наш человек, за труд, добрые мудрые слова и поддержку! Спасибо Вам за терпение и понимание, умение найти подход к чутким детским душам и Вашу отеческую заботу о каждом своем ученике! Спасибо Вам за то, что вдохновляете и дарите уверенность тем, кто в этом очень нуждается! Благодарю и люблю!