Идрицкий дом культуры решил приобщиться к торжествам, устраиваемым к Международному дню кукольника и международному дню театра – 23 и 27 марта показал юным идричанам кукольный спектакль по русской народной сказке "Кот, петух и лиса".
Знаменитый русский поэт-романтик Константин Бальмонт относился к фигуркам из дерева, бумаги и ткани как к бездушным истуканам, преисполненным в то же время сарказма по отношению к зрителям. А знаете, что ответит вам маленький ребенок на вопрос о том, каким образом куклы оживают на сцене театра? Он охарактеризует понятный взрослым процесс игры как "волшебство". И будет прав, ведь управление сказочными персонажами – настоящее искусство, овладеть которым под силу лишь талантливым людям, с радостью "вдыхающим" жизнь в своих безмолвных подопечных. 21 марта у них профессиональный праздник мирового масштаба – Международный день кукольника.
Кукольный театр, это миниатюрное чудо, мирок, поражающий воображение, как взрослых, так и малышей буйством красок и разнообразием инсценируемых сюжетов, затрагивает нотки восторга в душе каждого человека.
Думаю, многие согласятся с тем, что в фигурке, созданной по подобию человека, заключена некая магическая сила, – будто тот, кто корпел над безмолвным творением, вложил в него частицу собственной души, эмоций, желаний…
Жительницы Египта мастерили глиняных кукол, олицетворяющих богов, в частности верховного правителя Осириса. Не обошел кукольный бум и Русь-матушку. На российских просторах оригинальные фигурки использовались в качестве мощного средства защиты от негатива.
Куклы играли важную роль в жизни людей того времени. У каждого человека в доме имелось хотя бы несколько рукотворных созданий, радующих глаз, вселяющих чувство защищенности либо просто скрашивающих досуг детей.
Позже какому-то гению пришла в голову потрясающая мысль разыгрывать небольшие сценки с участием миниатюрных неодушевленных фигурок. Для них шили костюмы, придумывали различные способы управления искусственными конечностями. Так появились куклы, "умеющие" двигать руками, ногами, головой при помощи специальных ремней или нитей – прототипы сегодняшних марионеток, что стало предпосылкой к возникновению первых кукольных мини-театров.
Родиной этой забавы историки называют Древний Рим. Всего существовало два способа демонстрации публике кукольного мира: посредством ящика с перегородкой посередине и отсутствующей передней планкой, и короба с проделанными в верхней или нижней стенке отверстиями, "выпускающими" на волю персонажей инсценировки. Первый вид пользовался популярностью преимущественно в домашних условиях для семейных развлечений, второй являлся средством заработка бродячих кукольников. Впрочем, последние нередко обходились тем, что вместо готового мини-театра использовали для показа представлений обычную ткань, натянутую между деревянными столбами.
В арсенале у кукловодов было великое множество кукол. А знаменитые марионетки даже применялись христианами в качестве героев сценок на тему нравственности и морали. Об этом говорит само название данного вида кукол: "марионетка" означает "кукла Мария", названная так в честь Девы Марии, образ которой был также воплощен в фигурке на ниточках.
Постепенно тематика христианских пьес поменяла свой характер, окончательно превратившись в спектакли, откровенно высмеивающие человеческие недостатки, а не просто порицающие их. Жанр комедии был явно чужд обстановке храма, в результате кукольники со своими куклами оказались в списке запрещенных забав. Но это не остановило артистов. Благодаря их нежеланию покориться закону сегодня мы имеем оригинальный театр итальянской комедии дель арте.
Данное развлечение пришло в Россию в первой половине XVII столетия. Спустя век кукольники в составе театральной труппы уже путешествовали с гастролями по всей нашей необъятной стране. Знаменитые театры кукол комедии дель арте появились в России в 1733 году по инициативе императрицы Анны Ивановны.