Наталия родилась и выросла в п. Дедовичи Псковской области, там же закончила школу. К 9 классу уже определилась с выбором будущей профессии, примером были родители и бабушка – все педагоги. "Ни о какой другой профессии я и не думала даже, рядом такие примеры!", – рассказывает собеседница. Вот с предметом определилась уже ближе к окончанию школы – история. Любовь к предмету родилась подспудно, как-то постепенно. "Не знаю почему именно история. Не сказала бы, что уроки были в школе особенно интересными, или учитель служил примером – нет. Родители – учителя, в школе было много молодых учителей – примером послужили, и сам предмет вызывал интерес – так все сложилось, вот и выбрала направление обучения, о чем сейчас совершенно не жалею", – говорит Наталия Александровна.
В университете учиться было легко. Профессорско-преподавательский состав был ярким, преподавали интересно и сами предметы, и методику педагогической работы. На практиках в школах, которые были ежегодно, отрабатывала полученные знания и методики преподавания. "Наверное, самое полезное на практике было то, что я, неожиданно для себя, получила полное вхождение в профессию: заменяла заболевшего учителя, практически во всех классах вела уроки. Для меня это была настоящая проба профессии, после которой я поняла, что учительство – это действительно мое призвание. Мне понравилась эта работа, я ее прочувствовала и уже больше не сомневалась в правильности выбора", – рассказывает Наталия Александровна.
После окончания университета пришла на работу в ту же школу, которую закончила. Сказать, что было легко возвращаться туда, где тебя помнят, как ученицу, пусть и лучшую – нет, это не легко. "Не знаю, как коллеги-учителя, но мне было не совсем комфортно. В учительской старалась не задерживаться, скорее к детям, мне достался 5 класс – классное руководство. Работать было легко, интересно. С учениками нашла общий язык достаточно быстро, заинтересовала предметом. Только жаль, что поработала в той школе всего 1 год. Потом переехала к мужу в Себеж".
В Себеже работу не нашла, год просидела дома. Потом случилось, что в Кузнецовскую школу требовался учитель истории – пошла без раздумий, хотелось работать по профессии, тем более любимой. После большой школы с несколькими параллелями в маленькой сельской было немного непривычно, но уютно. "Коллектив здесь подобрался прекрасный, добрый, профессионалы своего дела. Приняли очень тепло, помогли адаптироваться. Совершенно незаметно пролетело пять лет с начала моей работы здесь", – говорит собеседница.
Несколько лет уже Наталия Александровна занимает должность заместителя директора по учебно-методической работе. Самое трудное время было, когда классное руководство нужно было совмещать с работой заместителя директора. Ребятам нужно время уделить, сложный возраст (9 класс), и свою работу, помимо уроков, выполнить. Конечно же, уставала. И в сутках время как будто бы сократилось. "Муж, видя мои мучения, уговаривал бросить школу, но как я могу это сделать? Ведь я люблю эту работу, это мое призвание, я люблю учеников. Приятно приходить на уроки, видеть интерес в детских глазах, пробовать новые методики преподавания. Ведь учительство – это и постоянное самообразование. Наука не стоит на месте, да и ребята сейчас очень активные и любознательные. Порой задают вопросы, на которые я не могу ответить сразу. В таком случае вместе листаем книги, ищем ответы, разбираем, если это нужно. Но до истины обязательно докопаемся. А какое удовлетворение получаешь, когда в районных или областных олимпиадах ребята получают призовые места! Видеть эти горящие глаза и счастливые улыбки, пробуждающийся интерес к изучению нового, познанию мира вокруг – это дорогого стоит, чувствуешь свою нужность и видишь отдачу в своей работе. Наверное, это и есть главное в работе учителя".
И ученики школы, и коллеги, – все единодушны во мнении: Наталия Александровна пользуется уважением в школе, очень грамотный и ответственный специалист, серьезная, требовательная, но справедливая учительница и просто замечательный человек. На мой каверзный вопрос: "Смогли бы уйти из школы, поменять работу?" ответила серьезно и четко: "По собственной инициативе – нет. Работаю по призванию, и это действительно так. В другом месте работать просто не смогу, я люблю школу, и как можно нелюбимому делу время отдавать? Для меня это неприемлемо".
Хотелось бы, чтобы побольше в наших школах было таких увлеченных, влюбленных в свою работу учителей.
В канун Дня учителя мы поздравляем Вас, Наталия Александровна, и всех учителей нашего района с профессиональным праздником! Терпения вам, увлеченных учеников, благополучия и стабильности!