Уже в начале ноября в нашем регионе все покрылось слоем белого, пушистого снега. Для кого-то это несравненная радость – в ход пошли санки и даже лыжи, а для других это явление – неожиданный сюрприз, и не из разряда приятных.
Некоторые автолюбители, да и профессиональные водители, оказались совершенно не готовы к такому повороту событий. На сельских и городских дорогах мы наблюдали картины, которые условно можно назвать "Кошмар автомобилиста": авто "заносит", они не "входят" в повороты, не могут подняться даже в маленькую горку, скользя на месте, и т.п. Возникает резонный вопрос: а почему это происходит?
Любой опытный водитель, нисколько не колеблясь, ответит: да потому, что резину менять надо вовремя! И тут на память приходит так называемый "Закон о зимней резине". Что это за закон и что из него следует? На эту тему корреспонденты газеты "Призыв" провели небольшое исследование. Вот что мы выяснили.
Закон о зимней резине начали "продвигать" в 2014 году и в конце года он приобрёл статус официального. Что касается его статуса на текущий, 2016 год, то его приняли, он действует по всей России и обязывает водителей ездить на зимних (или всесезонной в особых случаях) шинах зимой.
Вроде бы все понятно, и умный человек спорить с этим не будет. Но в последнее время в СМИ все чаще стала появляться информация о том, что инспекторы ДПС выявляют лиц, которые вовремя не "переобулись". И, якобы, закон о зимней резине предусматривает ответственность за летние шины зимой.
Давайте проясним ситуацию и разберём этот пресловутый закон о зимней резине от и до!
Что за закон о зимней резине?
Начнём с определения самого официального закона – отражён он в Техническом регламенте таможенного союза о безопасности колёсных транспортных средств – в пункте 5.5 Приложения №8. Он, действительно, предписывает водителям ездить летом на не шипованных покрышках (а не на летней резине, вопреки расхожему мнению), а зимой – на зимней. Конечно же, о ноябре там вообще речи не идёт – он предписывает обязанность езды на зимних покрышках в период с декабря по февраль, и на не шипованных – в период с июня по август. Однако, эти сроки могут быть изменены региональными властями:
"5.5. Запрещается эксплуатация транспортных средств, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения в летний период (июнь, июль, август). Запрещается эксплуатация транспортных средств, не укомплектованных зимними шинами, удовлетворяющими требованиям пункта 5.6.3 настоящего приложения в зимний период (декабрь, январь, февраль). Сроки запрета эксплуатации могут быть изменены региональными органами исполнительной власти государств Единого экономического пространства". Собственно, вот он и есть, закон о зимних шинах во всей своей красе. На сегодняшний день его текст не менялся.
Какой предусмотрен штраф за нарушение закона о зимней резине?
Главное не в самом законе, а, можно сказать, в "обязательности его исполнения" – штрафа на сегодняшний день за его неисполнение попросту не предусмотрено, ни 5 000 рублей, ни 1 рубля.
Обновление от 19.10.2016 года:
Комитет Госдумы России по транспорту и строительству одобрил законопроект о назначении штрафа за нарушение закона о зимней резине. Так, за использование зимой летней резины, а летом – ошипованной предлагается ввести штраф в размере 2 000 рублей. Штрафовать водителей, если штраф будет одобрен властями, могут начать уже с декабря 2016 года.
Но давайте разбираться дальше! Как известно, все штрафы за нарушения прописаны в Кодексе об административных правонарушениях и там действительно есть статья, которая грозит водителю штрафом в 500 руб:
"Ст.12.5 ч.1 Управление транспортным средством при наличии некоторых неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями и по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена, за исключением неисправностей и условий, указанных в частях 2-7 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей".
Мы внимательно изучили все пункты этой статьи и отсылку на Основные положения, ни в этом приложении, ни во всем перечне ПДД ни слова не нашли о штрафах за использование несезонной резины..
Однако, статья становится вполне применима, если действительно, нарушается пункт 5.1 этого приложения, который говорит нам, что "запрещена эксплуатация автомобиля с зимними шинами, если глубина их протектора составляет менее 4 мм". И только в этом случае водителю положен штраф в размере 500 рублей.
Между тем, необходимо упомянуть и об уголовном кодексе – законы пишутся не просто так, а ради обеспечения безопасности – в нашем случае дорожного движения. И никто не будет спорить о том, что зимой нужно ездить на зимних шинах. Дело в том, что в случае вины водителя в ДТП, вероятность которого повышается в десятки раз при использовании зимой летних шин, со смертельным исходом или с причинением тяжкого вреда здоровью, наступает уже уголовная ответственность. И ответственность эта отягчается, если будет доказано, что водитель нарушал "закон о зимней резине" (Технический регламент), используя зимой летние покрышки, и именно это в том числе спровоцировало аварию. Здесь необходимо уловить главное: то, что за нарушение закона о зимней резине нет штрафа, ещё не означает, что за это нет никакой ответственности. Как видите, ответственность вполне может быть, поэтому позаботьтесь, прежде всего, о собственной безопасности.
Итак, можно вкратце обобщить весь этот закон о зимних покрышках следующим образом:
- Летом (июнь, июль, август) нам запрещается ездить на шипованной резине (а на "липучке" или "всесезонке" можно).
- Зимой (декабрь, январь, февраль) мы обязаны ездить на зимней резине (без разницы, на шипованной или не шипованной).
- Глубина протектора зимних шин должна быть не меньше 4 мм.
- Штрафа за нарушение закона о зимней резине на 20 ноября 2016 года нет.