В день её открытия кто-то пришел освежить в памяти знакомые лица русских красавиц, смотрящих с полотен, полюбоваться пейзажами, в которых родные места будто бы открывались заново. Кто-то пришел впервые познакомиться с работами художника Громова, подолгу останавливаясь у каждой картины.
31 января на здании Себежского краеведческого музея была открыта памятная доска с именем заслуженного работника культуры Российской Федерации, почетного гражданина города Себеж Константина Михайловича Громова. Торжественные мероприятия завершились в зрительном зале Себежского Дома культуры.
Завершились? Скорее всего, взяли свое начало, ведь на юбилейном памятном вечере, посвященном 100-летию со дня рождения Константина Михайловича, основную часть зрителей представляли учащиеся старших классов образовательных учреждений. А кому, как не молодежи, выпадет честь дальше, из поколения в поколение, передавать память о знаменитом земляке? Зал был полон, а зрители – сосредоточены, и эта сосредоточенность, к которой в ходе мероприятия примешивались эмоции удивления, восхищения и тихой грусти, не покидала их лиц.
Искренние слова благодарности и признательности, теплые воспоминания, ностальгически дрожащие нотки в голосе, задумчивые паузы и снова слова благодарности, прерываемые лишь лирическими композициями талантливых исполнителей – к сожалению, эти фразы не смогут передать атмосферу, окутавшую всех присутствующих в зале в этот вечер. Но об этом смогут рассказать сами участники, коллеги, друзья, знакомые и родные Константина Михайловича. Голос из закулисья начнет свою повесть, а они продолжат.
"В редких документальных кадрах, бережно сохраняемых в семье Громовых, мы увидим его таким, каким он был: красивым, сосредоточенным, серьезным, с мольбертом и кистью в руках, и в музейных залах, и в беседах с людьми. Кем же он был, Константин Громов? Жизнелюб, истинный патриот, натура незаурядная и добрая, широкая и милая душа. Работал всегда на пределе, по самому большому счету. Был непреклонным, когда дело касалось принципиальных вопросов. Был счастлив в работе, в творчестве, в своей большой дружной семье, в детях, которых у него было пятеро, и внуках. И все же, в первую очередь, Константин Михайлович прославился за дела музейные, созидательные. История музея – это история и смысл его жизни и творческой деятельности. Музей был дорог ему, как собственный дом".
Николай Федорович Костюченко: "Я с Константином Михайловичем познакомился где-то в середине второй половины 70-х годов, как только вернулся после долгих странствий на родину, в Себеж. Первое посещение музея меня ошеломило, я побывал во многих музеях, видел много ценностей, но в Себеже они были иными. Многие сопровождались картинами, зарисовками. Меня в Константине Михайловиче поразила его доброта. Я сразу обратил внимание, что он был одинаково приветлив со всеми: будь то знаменитые посетители или простые люди – он с удовольствием сопровождал и рассказывал, показывал и объяснял. С ним общаться было очень приятно. Должен сказать, что у Константина Михайловича была удивительная зрительная память. В его картинах поражали цвета, которые выгодно выделялись на фоне других картин. Со временем я задумался: зрение у него было, прямо скажем, очень плохое. Я смотрел, как он рисовал картины, сколько труда в них вкладывал. У него была большая линза, с помощью которой он вырисовывал каждый штрих. Грех было бы не упомянуть и супругу Константина Михайловича – Александру Степановну. Редкая жена может так обустроить быт и жизнь своего мужа. Понимая, что у него большие физические недостатки, она всю работу по дому взвалила на свои плечи, освобождая ему время для творчества. Это, согласитесь, не каждая выдержит. Я прочитал многие труды научно-исследовательских экспедиций Константина Михайловича, и помню, как он убеждал, просил помочь организовать заповедник или национальный парк. Сначала я, как лесовод, не совсем одобрительно воспринял эту идею, поскольку понимал, что значит для местных жителей ограничение доступа к лесным угодьям. Но, когда я посмотрел его выкладки из научных трудов о том, что в нашем крае были обнаружены десятки редких растений и виды уже исчезающих птиц, мое мнение изменилось. Он за всю свою жизнь вложил столько сил и труда, чтобы не только прославить, но и сохранить, сделать лучше и богаче этот край, за что я и тогда был ему благодарен, и сейчас, спустя многие годы".
Леонид Михайлович Курсенков, глава района: "Я себя отношу к тому счастливому поколению, которое было знакомо с Константином Михайловичем. Когда я еще был учеником, было очень престижно попасть на экскурсию в краеведческий музей и видеть этого элегантного директора, который нам рассказывал о птицах, о природе, о Великой Отечественной войне, о возрождении экономики – вопросы можно было задавать на любую тему. В каждом сельском клубе, в каждом колхозе и совхозе, в каждой библиотеке, во многих частных коллекциях были его работы. В свое время мы бездумно относились к таланту этого человека – ну есть он и есть, одаренный, пишет картины, сегодня одну, завтра – другую. Сегодня я хочу сказать напутственные слова руководителям нашего музея: то, что было начато нашим великим земляком не должно быть утрачено ни на йоту. А то, что утратили – давайте будем восстанавливать. Пока это нам еще по силам, пока еще есть те люди, кто помнит, знает и многое может рассказать о нашем сегодняшнем юбиляре".
Вместе с Константином Михайловичем в музее работали его верные коллеги, и в этот вечер в зале присутствовали сотрудники музея, которые помнят К.М. Громова как авторитетного наставника: Светлана Владимировна Грибкова, Татьяна Владимировна Кузнецова, Таисия Викторовна Пинигина. Своими воспоминаниями поделилась гостья из Пскова, которой судьба подарила два запоминающихся года работы в Себежском краеведческом музее в должности директора.
Наталья Сергеевна Шершнева: "Дорогие себежане, я совершенно потрясена тем, что я сейчас увидела со сцены – вас полный зал. Я не ожидала такого, я не ожидала, что так много людей помнят. Я знала, что вы – удивительные люди, потому что читала архивы себежского музея, когда работала заведующей. Константин Михайлович Громов относился к тем редким людям, которые любят Родину. И эта любовь была не "теоретической", она исходила из самого сердца, от всей души. Поэтому в Себеже после войны были посажены деревья, поэтому музей был абсолютно уникальным и архивы пополнялись огромным количеством сведений и трудов. Он занимался сбором информации, заявлений, чтобы организовать национальный парк; практически не видел свою семью, очень мало спал и постоянно писал по ночам. И добился своего! Александра Степановна, его жена, была удивительной женщиной. Она его просто обожала, как тихая птичка, она была занята работой, детьми. Константин Михайлович это, конечно, наша звезда. Причем всегда тихая, скромная, без какой-либо напыщенности, ведь настоящее величие человека отмечают другие, тогда как он сам может оставаться незаметным".
Геннадий Леонидович Косенков, заместитель директора по науке национального парка "Себежский": "Если отмотать историю на несколько десятилетий назад, то можно увидеть Константина Михайловича, строчащего сотни писем в различные инстанции, обходящего самые разные кабинеты руководителей и просящего, а то и требующего сохранить этот замечательный и уникальный уголок Псковской истории для будущих поколений. Национальный парк помнит своего героя, и, отдавая дань памяти, уже в прошлом году была озвучена идея о публикации каталога творческих работ Константина Михайловича. Сейчас эта идея переросла в мысль о том, что это должна быть книга, которая даст нам возможность ознакомиться с наиболее полным собранием творческих работ автора. Константин Михайлович Громов – это, несомненно, наша с вами история культурного наследия".
Отдельные слова прозвучали в адрес супруги Константина Михайловича. Александра Степановна являла собой эталон настоящей русской женщины, но не той, что запросто "и в горящую избу, и коня на скаку". Миниатюрная, хозяйственная, нежная; примерная мать и верная спутница своего мужчины, построившая над ним защитный купол из своей заботы и создавшая необходимую среду для того, чтобы любимый супруг мог созидать и творить, вливать в каждый день капельку добра.
Наконец, на сцену были приглашены долгожданные гости юбилейного вечера – дети Константина Михайловича Громова: Лидия Константиновна, Василий Константинович и Юрий Константинович. Они сердечно поблагодарили всех собравшихся в зале, всех, в чьем сердце живет память и любовь к великому себежскому деятелю. Несмотря на то, что гости были растроганы теплым приемом, напутственные слова для молодого поколения они смогли подобрать: "Ценности – это не смартфоны, машины и деньги, ценности – это семья, это то, чем мы можем делиться, то, что мы отдаем и дарим другим". Но не только душевными воспоминаниями дети Громова одарили себежан – руководителю Себежского краеведческого музея Федору Васильевичу Черникову была передана медаль Константина Михайловича, которую ему, в свою очередь, подарили друзья – архитекторы (надпись на медали гласит: "Первый почетный гражданин города мастеров" 1982 год). Подарок займет достойное место в краеведческом музее, где некогда, склонившись под тусклым светом лампы, обдумывал, писал, творил его хозяин.