И они её не забывают, знают, что в рабочем посёлке Дальнее Константиново живёт их любимая учительница, некий маячок справедливости, честности и бесконечной любви ко всем своим ученикам.
Сначала я хотела коснуться лишь одной стороны медали, рассказать об Анастасии Александровне Савиной как об истинном педагоге, но за её плечами оказалась такая жизнь…
Большая крестьянская семья Гавриловых с Ивановки воспитывала шестерых детей. По меркам тех лет – обычная семья, в доме ребятишки от мала до велика. В 1924 году родилась у них дочь Анастасия.
Обычная девочка Настя…
…бегала со своими братьями и сестрой в местную школу. Училась на одни пятёрки. Особенно тяготела к точным наукам, таким, как физика и математика.
Мечтала получить образование, стать учительницей. Но до окончания школы было ещё далеко, а в родительском доме забот было много. Ведь, чтобы жить, нужно было много трудиться, вести своё хозяйство. Родители Насти – люди простые, работящие: у отца – мельница, мать с детьми да с делами управлялась.
1941 год запомнился Анастасии на всю жизнь. Как только был сдан последний экзамен и отзвенел последний звонок, их отправили на строительство дороги "Горький-Арзамас". Примчался посыльный на коне и принёс страшную весть, что началась война.
– После нас направили рыть противотанковые рвы около Кужадона, – вспоминает Анастасия Александровна. – Разводили костры, прогревали землю, чтобы легче было копать. Тяжело, но мы не жаловались, принимали это, как само собой разумеющееся. В декабре вновь сели за парты, десятый класс, а почти полгода учёбы прошли мимо, но нужно было думать о будущем, я мечтала поступить в институт.
Старших братьев Анастасии забрали на фронт, отца не взяли, не прошёл по возрасту и здоровью.
– Как окончила школу, поехала в Горький поступать, – рассказывает Анастасия Александровна. – Подружка уговорила в медицинский подать документы. Пришли мы туда, смотрю, несут учебное пособие – ногу. Я оттуда быстренько ушла, чтобы больше не возвращаться. Поняла, что не моё это. Дальше путь держала в Политехнический институт, документы сдала, а самой думается. Решила в педагогический еще сходить, да так там и осталась. Нашла то, к чему стремилась. Едва документы свои из политеха вернула, не отдавали. Я же отличница была, в любой вуз могла пройти без экзаменов. Так стала я студенткой физико-математического факультета Горьковского педагогического института.
Тревожная юность
На тяжёлые военные годы выпала учёба в институте. Скромное общежитие на Маяковке, карточки на скудные продовольственные пайки, чтобы не умереть с голоду.
Спасала поддержка родителей, они держали скотину, выращивали овощи. Хрупкая студентка с узлами провизии отправлялась в город, чаще ходила пешком, редкий раз получалось доехать.
– Город на тот момент был закрытый, – рассказывает Анастасия Александровна. – Приходилось оформлять пропуск, чтобы побывать дома. Картошки нагрузишь в мешок, других овощей, ещё, что родители дадут, на плечо закинешь – и идёшь. Сутки добирались, с ночёвкой. В Митино дом был, где можно было остановиться на ночлег. А утром рано опять в путь. Иногда на крыше вагона поезда удавалось доехать, или на подножку запрыгнуть.
Бомбёжки в городе Горький тогда не были редкостью – бомбили автозавод. В эти моменты мирное население пряталось в бомбоубежища.
– Хоть и война была, а кинотеатры работали, – вспоминает Анастасия Александровна. – Пошли мы как-то с подругами в кино, выходим, и вдруг – бомбёжка. Бежим, чтобы спрятаться. А подружка моя вдруг остановилась со слезами на глазах и рукой в сторону показывает. Оказалось, что у неё в общежитии кусочек хлеба остался, и она очень переживала, что здание попадёт под снаряд и пропадёт её кусочек. Вот так жили…
Как только начинались студенческие каникулы, молодёжь отправляли на поля или на любые другие работы.
– Заготавливали лес в Лысковском районе, – рассказывает собеседница. – Мы спихивали брёвна на воду, там их грузили на баржи. Пайки давали очень скудные, поэтому мы набирали листьев смородины, заваривали и пили чай. Участвовали и в строительстве лестницы Чкалова. Когда всех мужчин из деревни забрали на войну, мы косили клевер, а уродился он в тот год ого-го какой. Но ведь жили, учились, стремились к лучшему.
В Тюмень по распределению…
А точнее в город в Тюменской области – в Ишим. И нисколько не пожалела молодой педагог о таком повороте судьбы, наоборот, приобрела богатый опыт, влилась в сильный коллектив учителей.
– Всегда с теплом вспоминаю о первых годах своей работы, – говорит Анастасия Александровна. – Два года пролетели, как миг, и всё очень нравилось, но…
Тянуло на родину, в отчий дом, в любимую школу.
– Сложилось так, что по приезду я пять лет проработала в Муравьихинской школе, – рассказывает собеседница. – Там я набралась педагогического опыта, там я взяла свой первый класс, многие выпускники навещали долгие годы, присылали весточку, звонили. Помню, как выпускник нашей школы получил первую в районе золотую медаль, мы очень этим гордились.
– Потом я вышла замуж, и мы переехали в Дальнее Константиново, где проработала в школе всю жизнь, – говорит Анастасия Александровна. – За годы моей работы сменилось много директоров, я успела побывать и в качестве учителя математики-физики, и завуча. Что-то для меня было новым, незнакомым, но всегда стремилась разобраться, обращалась к профессору математики, переехавшему из Ленинграда, Любочский – его фамилия.
"Мои ученики"
Своих учеников Анастасия Александровна вспоминает с особой теплотой. Многих помнит по именам, хоть возраст у педагога почтенный – девяносто восемь лет.
– Альбина Занозина, Николай Серов, Юрий Чурин – это ребята из моего первого выпуска в Дальнеконстантиновской школе, – говорит учитель. – Валентина Толкачёва, Александр Серов и многие другие – это тоже мои ученики. Я всегда за справедливость, за честность, чтоб никаких любимчиков в классе. А ещё педагог не должен требовать от ученика больше, чем тот может. Это важно – не переоценивать возможности ребёнка, принимать его таким, какой он есть, но в то же время верить в него.
Старые пожелтевшие конверты – письма от учеников, среди них даже весточки из Тюменского города Ишима, где за два года работы учитель смог завоевать сердца своих учеников. В альбомах хранятся фотографии, на которых эпизоды прошлого, память, прошедшая сквозь десятилетия.
В домике на улице Луговой в Дальнем Константинове, как и много лет назад, живёт старейшая учительница – Анастасия Александровна Савина. Живёт в любви и заботе, ведь рядом с ней всегда её дочь – Галина Александровна. Она очень гордится своей мамой, старается сделать её жизнь комфортной и наполненной. Они вместе пересматривают фотографии, вспоминают прошлое, читают и обсуждают книги. Есть в семье Савиных и молодое поколение – правнучка Полина пошла по стопам прабабушки, стала учителем.
Иван, Сергей, Татьяна… На памяти Анастасии Александровны много имён и фамилий, много судеб, к которым прикоснулась рука чуткого человека и педагога. Воспоминания живут в её душе, поддерживают огонёк любви в её сердце, она улыбается и с гордостью произносит: "Я – учитель! Свой путь выбрала правильно! Горжусь и люблю свою профессию!"
Фото из архива ученицы Анастасии Александровны – Валентины Леонидовны Денисовой