А ведь прошло не так много времени с тех пор, когда и автомобилей на наших дорогах было не так уж и много, да и профессионалов водителей все знали наперечет. В конце шестидесятых автопарком располагала районная "Сельхозтехника". Автомобили марки ГАЗ обслуживали хозяйства района и другие организации.
Для нас, детей водителей, радостным событием было, если отец соглашался взять с собой в рейс. Чаще всего это случалось во время летних каникул, когда автомобили прикомандировывали на уборку в какой-нибудь колхоз. Нам было интересно наблюдать, как комбайны выгружают зерно из бункера в кузов автомобиля, весело было мчаться по пыльным проселочным дорогам на мехток.
Было интересно и тогда, когда случались какие-то поломки, все шоферы, не занятые погрузкой, спешили помочь товарищу справиться с поломкой как можно быстрее. Это шоферское братство всегда вызывало восхищение.
Мы, дети, порой и не знали, что рядом находились поистине герои. Многие из них – бывшие фронтовики или дети войны, испытавшие тяготы жизни. Если поломка была серьезной, на поле появлялся автомобиль техпомощи.
Часто на вызов приезжал механик Алексей Иванович Ганьшаков. Видно было, с каким уважением относились к нему водители. Это потом я узнала, что Алексей Иванович прошел большой боевой путь. Принимал участие в боевых действиях в составе Сталинградского и Украинского фронтов, сражался в артиллерийском дивизионе знаменитых "Катюш". Он был награжден орденом Отечественной войны и многими боевыми медалями. Но человек скромный по натуре он никогда не выставлял напоказ свои заслуги. Благодаря огромному опыту, он без труда определял, что следует предпринять в каждом конкретном случае. Иногда, осмотрев деталь, ставшую причиной поломки автомобиля, он советовал водителю: "Помой, помажь, поставь, походит".
Конечно, слова эти вызывали дружный смех у водителей, которые работали с механиком не один год, но его совет все-таки выполняли и после проведенных процедур вновь приступали к работе, и автомобиль, действительно "ходил".
Но, если поломка была серьезной, механик прилагал все усилия к тому, чтобы как можно быстрее найти необходимую для замены деталь, чтобы не допускать длительного простоя техники.
Человек большой душевной щедрости, работоспособности и ответственности за многолетний добросовестный труд и высокие достижения в производственной деятельности был награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Под стать ему были и водители. В.А. Буланов, например, был душой коллектива. Он пользовался авторитетом не только среди водителей. Его имя не раз заносилось на районную Доску Почета. Он избирался членом Балтайского райкома КПСС. За многолетний добросовестный труд был награжден орденами Трудового Красного Знамени и Дружбы народов.
Отличным водителем зарекомендовал себя В.В. Пухов. Более тридцати лет проработал он в АТП "Транссельхозтехника". Валентин Владимирович не раз награждался значками "Победитель соцсоревнования", "Ударник коммунистического труда", "За работу без аварий". За высокие производственные показатели был награжден орденом "Знак Почета".
Не меньшим уважением пользовался среди товарищей по работе и В.М. Чашкин. Валентин Михайлович был высококлассным водителем, общительным и внимательным человеком.
Неоднократно избирался членом райкома партии, был наставником молодых водителей. Награжден орденом Трудового Красного Знамени.
В 1975 году на основе автопарка и гаража райсельхозтехники было образовано новое транспортное предприятие "Транссельхозтехника". Район нуждался во все большей доставке грузов. Именно поэтому новое предприятие быстро развивалось. Строительство производственной базы шло интенсивно. Были построены гараж на 60 автомобилей, производственные цеха, обменный пункт, Склад, котельная. Автопарк увеличился до 100 единиц. Появились многотоннажные высокоэффективные КамАЗы.
Большинство водителей "Сельхозтехники" были переведены на новое предприятие. Вместе с ними на предприятии трудились и молодые водители И.И. Буслаев, А.В. Чиликин, В.В. Грязнов и многие другие, которые смело приняли эстафету у опытных мастеров.
Автомобилисты района внесли весомый вклад в развитие района. Но не только на дорогах района можно было встретить опытных балтайских водителей. Уборка урожая на Ставрополье, в Краснодарском и Красноярском краях, перевозка сахарной свеклы в Курской, Воронежской, Тамбовской и Белгородской областях. Рейсы в Астраханскую область, Молдавию, Прибалтику, Казахстан и другие регионы.
Сколько волнений было у членов семьи, когда в очередной раз приходилось провожать в командировку главу семьи. Это сейчас можно созвониться в любое время суток и узнать, как обстоят дела. А в 70-80-е годы сотовых телефонов не было. Приходили лишь редкие открытки от тех, кто отправился в дальний рейс. И родные держали связь между собой. Оповещали друг друга о том, что все в порядке.
Я, работая корреспондентом, как-то для очередного номера писала зарисовку о водителе А.И. Юрлове. Родные при разговоре поведали, что младший сын, зная о том, что отец должен вернуться из командировки, не ложится спать, даже если отец возвращается поздно. А ведь так было практически во всех семьях.
И все члены шоферских семей были благодарны бессменному руководителю автотранспортного коллектива А.Г. Грязнову. Он обязательно связывался с руководителями предприятий, где работали его люди, а иногда и сам выезжал на место работы водителей, а потом обязательно оповещал родственников о том, что все идет по плану, чтобы они были спокойны за своих мужей, сыновей, братьев.
В канун профессионального праздника хочется поздравить всех автомобилистов с праздником. Особые слова я адресую тем автомобилистам, которые испытали нелегкое бремя постоянных разъездов. В их жизни были и дальние дороги, и нежданные поломки, и бессонные ночи, и зимняя стужа, и летний зной. Но был в их жизни и труд, позволяющий чувствовать себя полезным и нужным людям.