Арка дома № 6 на набережной Космонавтов Саратова искусно украшена валдайскими колокольчиками, которые издают мелодичный звон, словно напоминая о живших здесь монахинях, возносивших молитвы Богу о горожанах.
Не все памятники архитектуры, к сожалению, удалось сохранить. Так вышло, например, с ансамблем женского Крестовоздвиженского монастыря (полное название – в честь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня), который был разрушен в 30-40-х годах.
Восстановить его на историческом месте уже невозможно: здесь выросли корпуса гостиницы "Словакия" и новые жилые дома. Однако даже в этой ситуации донести до потомков информацию о монастыре в яркой и доступной форме оказалось вполне возможным.
Несколько лет назад на средства спонсоров была отреставрирована и открыта арка "Звонница". Расположение этого арт-объекта не случайно: согласно архивным данным, раньше на месте пятиэтажного дома № 6 на набережной Космонавтов находился склад колоколов со всей губернии. Современные зодчие подсветили арку иллюминацией и украсили валдайскими колокольчиками, которые периодически издают мелодичный звон, создавая иллюзию, что монастырь продолжает существовать. На стене дома, при входе в арку, установлена мемориальная плита с изображением обители - такой, какой она был во время расцвета, в XVIII-XIX веках. Также здесь установлен памятный знак, рассказывающий об истории женского Крестовоздвиженского монастыря. Турист или саратовец, интересующийся краеведением, сможет узнать общие сведения об этом памятнике старины. У читателей же "СП" есть возможность более подробно познакомиться с этим уникальным объектом.
Первые упоминания о Крестовоздвиженском женском монастыре относятся к
1661 году, когда Саратов был еще левобережным, а с переносом города на правый берег, как писали летописцы, "оный монастырь с деревянной церковью во имя Воздвижения Честнаго и Животворящего креста Господня остался на берегу Волги в районе будущего Царицынского взвоза". Достоверно известно, что в 1722 году, следуя в Персидский поход, император Петр I посетил не только Свято-Троицкий собор, но и расположенный неподалеку Крестовоздвиженский монастырь.
Монастырь часто страдал от пожаров, как, впрочем, и другие саратовские здания того времени. В 1738 году он почти полностью выгорел вместе с ближайшими городскими кварталами. Но уже на следующий год на средства капитана Василия Суровцева и пожертвования городского населения на территории монастыря довольно быстро был выстроен каменный храм во имя Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня. В 1740 году Астраханский епископ Иларион освятил его с приделом во имя пророка Ильи, а в 1762 году неподалеку была возведена небольшая церковь.
В 1790 году из-за сложного материального положения монастырь был упразднен, однако с учреждением в Саратове епархии в 1828 году его восстановили со штатом в 15 монахинь и 17 послушниц под опекой игуменьи и казначеи. С той поры начался новый этап в жизни обители. Благодаря умелой хозяйственной деятельности и щедрым пожертвованиям купцов и обеспеченных горожан монастырь к середине XIX века значительно вырос и обогатился "приобретенными церковными ценностями, земельными наделами и недвижимой собственностью". В 1839 году в монастыре находилось уже 11 монахинь, 23 рясофорных послушниц и более 70 живших на послушании.
Обитель способствовала развитию образования юных жителей города. Так, в 1840 году при монастыре открылась первая в Саратове школа для девочек, руководила которой инокиня Сусанна (в миру Анна Рылеева, дочь ушедшего в отставку и поселившегося в Саратове генерала А.Н. Рылеева), существенно помогавшая монастырю щедрыми материальными пожертвованиями.
Монахини получали от монастыря жилище и стол, а одежду, обувь и прочие блага должны были приобретать сами – трудами рук своих. Для этого в обители были открыты различные мастерские: в том числе ризничная, образная, рукодельная, портняжная, башмачная, живописная, сучильная, просфорная, золотошвейная и другие. В конце XIX века 11 сестер обучались в Боголюбовском рисовальном (ныне художественном) училище.
С 1853 по 1873 годы настоятельницей монастыря была знаменитая игуменья Олимпиада (в миру Ольга Протопопова). Она известна многими богоугодными делами, принесшими обители авторитет. После Олимпиады, вплоть до 1892 года, обителью руководила ее сестра – игуменья Смарагда (в миру - Сусанна Протопопова), а затем игуменья Евлампия (Елизавета Озерова, дочь священника).
В начале XX века в монастыре находилось уже около 500 насельниц – штатные монахини, инокини, послушницы, схимницы, а также нештатные – последних было больше всего. Монастырь постоянно пополнялся щедрыми дарами саратовских граждан – обители передавались, в том числе, евангелия в среброзлащеных окладах, напрестольные кресты с драгоценными камнями, иконы, распятия, церковная утварь и книги.
В 1903 году на средства саратовский купчихи Анны Семидетновой был построен большой и красивый пятикупольный храм – Никольская церковь. Его проект подготовил знаменитый саратовский архитектор Юрий Терликов. Как отмечали специалисты того времени, собор и колокольня Никольской церкви были заряжены импульсом византийской архитектуры, выразившейся в полуциркульной линии арок, проемов, карнизов, глав и др.
Последней игуменьей обители стала Антония. Под ее руководством еще в годы Первой мировой войны в стенах монастыря был развернут госпиталь, в котором медицинскую помощь получили более тысячи раненых воинов. Городская общественность и контролирующие службы отмечали образцовый порядок в монастырском лазарете, хороший уход сестер-монахинь и прекрасное питание. Кроме того, сестры обители регулярно собирали и отправляли на фронт продукты и теплые вещи для солдат и офицеров русской армии.
Революция 1917 года привела к тому, что большинство монастырских построек оказалось заняты новой властью, церковные ценности реквизировали. После 1927 года Никольская и Крестовоздвиженская церкви были закрыты окончательно, а впоследствии разрушены. На сегодняшний день от когда-то оживленной и плотно застроенной обители остались только бывшие въездные ворота при Никольском храме и больничный корпус с остатками домовой церкви.
Если вы пройдете через арку "Звонница" вверх, то выйдете на улицу Лермонтова и увидите угловое здание. Здесь, в бывшем больничном корпусе, переданном Саратовской епархии, сейчас располагается храм в честь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, а также учебный центр по подготовке сестер милосердия.
Чуть дальше, на полпути к Музейной площади, можно полюбоваться аркой – тех самых сохранившихся въездных ворот. В 2008 году в них была сделана мозаичная икона святителя Николая Чудотворца.