Премьера зацепила, пронзила сердце, прошла через душу, и еще долго не оставляли в покое мысли: "Простительно ли предательство по отношению к собственным родителям? Имеем ли мы вообще право строго судить своих самых близких? Есть ли смысл идти к богатству любой ценой? Какова расплата за ложь?".
Действие пьесы происходит в семье успешного бизнесмена Джо Келлера, всю жизнь мечтавшего разбогатеть и обеспечить беззаботную жизнь жене и двум сыновьям. Во время Второй мировой войны ему это удалось. Правда, расплачиваться за это пришлось распадом семьи, гибелью сына, изменой себе, идеалам и родине.
Сюжет пьесы больше похож на лихо закрученный детектив, который хочется досмотреть до конца, чтобы узнать не столько всю правду о содеянном, сколько реакцию героев, казалось бы, поначалу понятных и предсказуемых. В корыстных целях допущенный брак вполне материальных изделий становится тем самым механизмом, который помогает увидеть фальсификацию чувств, подмену понятий и подделку отношений между людьми.
Простые и вечные темы, темы нашей жизни – отцы и дети, преступление и наказание, за все надо платить по закону бумеранга, – являются основой спектакля. Вопросы нравственного выбора, то и дело встречающиеся в жизни каждого человека, здесь обостряются до такого состояния, что уже не знаешь, кто прав, а кто виноват, где по-библейски принесенная жертва, а где лицемерие. По сути, весь спектакль – это разговор о том, насколько важно в любых условиях оставаться порядочным человеком, ответственным за свои поступки.
С одной стороны, у Миллера и не может быть по-другому. Не зря его называли Линкольном в литературе, Дон Кихотом, совестью американской нации, величайшим драматургом ХХ столетия. В автобиографии он писал, что на свете есть только две важные профессии: доктор и драматург, причем последний должен не только учить, но и лечить.
Подхватил эту интонацию и режиссер спектакля Николай Дручек, причем он не назидает, не настаивает, не подавляет, а просто ведет зрителя за руку по душам главных героев. Помогают ему в этом приглашенные прямо на сцену музыканты: Евгения Дагаева, скрипка которой ноет, тоскует и раздирает душу, и Елена Пекарская с тревожными, пугающими, грозящими, давящими и словно пульсирующими в висках ударными.
– Меня волнует тема осознания человеком вины за содеянное, чувство личной причастности ко всему, что происходит сегодня, – признается Дручек.
Написанная в 1947 году, пьеса не кажется старомодной. Из прошлого века здесь разве что наряды и прически, а мотив актуален и сегодня. Происходящему на сцене веришь, и во многом это заслуга безошибочно подобранного актерского состава.
Всегда трогательный, искренний, вынимающий душу монологами Виктор Мамонов сыграл того самого дельца, придав герою сложность душевных переборов. Его Келлер не оправдывается, не сожалеет о содеянном, но зритель верит в раскаяние, верит в то, что его проступок тоже был своего рода жертвой, принесенной семье. И даже последний шаг, сделанный Джо Келлером, – в исполнении Мамонова тоже жертва, принесенная ради спокойной жизни жены и сына, в которых теперь уж точно не будут тыкать пальцем как в соучастников хотя и давнего, но громкого дела.
Многие театралы уже назвали роль Кет Келлер бенефисом Эльвиры Данилиной. Сильнейшая игра, не требующая никаких рецензий и оценок.
Настоящие слезы, настоящие взгляды, настоящие чувства. Данилиной не просто веришь. Ты проживаешь это время с ней, внутри нее, недоумевая о малодушии окружающих ее людей и честно, всем сердцем ожидая появления ее сына.
В спектакле также заняты Григорий Алексеев, Игорь Игнатов, Александра Коваленко, Юрий Кудинов, Екатерина Ледяева, Максим Локтионов и Татьяна Родионова. Кто-то выступает в своем амплуа, кто-то по-настоящему удивляет, но миллеровские герои в исполнении артистов Саратовской академдрамы ярки и неповторимы.