Несмотря на то что пьеса "Школа жен" – это некое обращение классика к мужьям и их домостроевским взглядам на свою семью, большей популярностью постановка будет пользоваться и у представительниц слабого пола, и прежде всего из-за актерского состава.Только представьте себе: в роли немолодого обрюзгшего буржуа Арнольфа – самый брутальный актер Саратова Игорь Баголей. По сути, он и держит весь спектакль в своих мужских руках, придает ему глубину и нерв, то заставляя зал смеяться до слез, то вызывая сочувствие к себе и ко всему мужскому населению планеты.
Легкая, веселая, яркая и всегда актуальная мольеровская "Школа жен" наверняка станет аншлаговым спектаклем в репертуаре театра. Здесь есть над чем посмеяться и о чем задуматься.
Суть пьесы такова (и это вторая причина, по которой премьера понравится больше женщинам, нежели мужчинам): Арнольф, купивший себе аристократическое имя Де Суш, всю жизнь насмехается над мужьями, которым изменяют жены. Поставив себе цель не попасться на эту удочку, он решил сам воспитать себе идеальную супругу. Для этого он взял из деревни девочку Агнессу (ее играет молодая артистка театра Алена Каниболоцкая), и десять лет ее содержал и воспитывал. Он внушает Агнессе свои десять заповедей супружества, согласно которым жена – безропотная рабыня.
Однако вопреки всем педагогическим усилиям Арнольфу не удается обмануть судьбу. Его планы ставятся под угрозу, когда между Агнессой и юношей Орасом (Денис Кузнецов) зарождаются искренние чувства, подавить которые всевозможные уловки Арнольфа не в силах.
Принято считать, что "Школа жен" – первая пьеса в новом, созданном Мольером жанре высокой комедии, предполагающем соединение трагического и комического. В ней есть и привычные фарсовые сцены, и анекдотические положения, парочка комиков в исполнении заслуженного артиста России Владимира Назарова и Светланы Москвиной. А вот весь драматизм сосредоточилась именно в главном герое. Обманутый, а потом наказанный жених противостоит большинству других персонажей – молодых, легкомысленных и вертлявых.
Благодаря режиссерскому замыслу (поставил спектакль актер и режиссер Театра на Таганке Эрвин Гааз) и игре Игоря Баголея персонаж Де Суш полон самоиронии и внутренне драматичен. Он не исчерпывает себя в пьесе и полон перспектив. Почему-то хочется надеяться, что в следующий раз завидному жениху повезет больше.
Особо хотелось бы отметить перевод пьесы, который сделал поэт и публицист Дмитрий Быков. Со своим неповторимым стилем и чувством юмора он придал "Школе жен" современное звучание, не лишая при этом всех достоинств классицистической комедии.
Особенно понравились залу высказывание об Америке, "из которой прокрадывается всякая гадость", и монолог Дмитрия Кудинова о мужьях-рогоносцах. Тонко, весело и со вкусом.
– Быков ухитрился сделать очень интересную вещь, – рассказывает Гааз. – Он нашел в нашей классической литературе, в текстах Александра Сергеевича Пушкина, в его судьбе парафразы к Мольеру, которого мы традиционно понимаем через Булгакова, через его "Жизнь господина де Мольера". Иначе уже нельзя, тем более что пьеса "Школа жен" – достаточно болевая для автора, потому что была написана в момент его конфликта с юной женой. Стареющий Мольер сам переживал многое из того, что передал своему персонажу Арнольфу. А Быков еще добавил аллюзии к отношениям Пушкина с Натальей Гончаровой. В его тексте встречаются и скрытые цитаты из "Евгения Онегина". В начале моей работы над спектаклем мы разговаривали с Дмитрием. Он высказал пожелание, чтобы постановка максимально точно соответствовала тексту, к чему, собственно, я и сам стремился.
Напоследок отметим, что, несмотря на возрастное ограничение 16+, спектакль будет интересен и детям помладше. По крайней мере, художественный руководитель театра – народный артист России Григорий Аредаков приглашает на него зрителей с десяти лет.
В пьесе отсутствуют какие-либо менторские интонации и нравоучения. Все в саратовской постановке так гармонично и трогательно, что зритель без труда уловит те очевидные истины, о которых хотели напомнить Жан-Батист Мольер, а вслед за ним Эрвин Гааз.