Они первыми в Саратове начали готовить звезд мирового танцевального паркета, сегодня их учеников опасаются и уважают соперники со всех уголков России. Их имена – это бренд и гарантия успеха. Знакомьтесь: тренеры спортивных бальных танцев, руководители образцового художественного коллектива танцевально-спортивного клуба "Фиеста-данс" Ольга и Владимир ЗОЛОТАРЕВЫ.
Все равно свои, родные
– Ольга Федоровна, Владимир Андреевич, хочется начать разговор с поздравлений: ваши ученики Ариадна Тишова и Алексей Рыбалкин вновь не оставили шансов соперникам и стали первыми в десятиборье по спортивным бальным танцам в рамках Первенства России.
В.З.: – Справедливости ради стоит заметить, что сейчас ребята живут в Москве и тренируются у столичных тренеров, у вице-чемпионов мира…
– Тем не менее ребята всегда с благодарностью говорят, что вы – их первые тренеры, которые дали им путевки в жизнь.
О.З.: – И ребята, и наши коллеги – тренеры из других городов, судейская бригада – все продолжают считать их нашими. "Вон, ваши танцуют во втором заходе", "А у ваших сейчас предварительно такое-то место после румбы" и так далее. Впрочем, независимо от того, где и с кем сейчас тренируются Леша и Ариадна, для нас эти дети действительно родные, свои. Продолжаем следить за их достижениями, радуемся победам, расстраиваемся из-за неудач, поддерживаем тесные отношения с родителями. Мы дали им хороший старт, и это не может не радовать.
Танцы не для советских людей
– А кто дал старт вашему "кораблю"? Ведь, по сути, вы стояли у самых истоков появления в Саратове такого понятия, как "бальный танец"?
В.З.: – Мы начинали в Городском дворце пионеров (ныне Городской дворец творчества детей и молодежи Саратова. – Ю.Т.), у прекрасного педагога, давшей путевку в жизнь многим нашим коллегам, тренерам, работающим в разных уголках России, Валентины Андреевны Елагиной (Добровой) – замечательной женщины, фронтовички, обладавшей даром заражать своим любимым делом учеников. Вместе с Тамарой Григорьевной Пичугиной, работавшей во Дворце культуры "Россия", они заложили основу для развития бальных танцев в Саратове, были своего рода родоначальниками этого направления в нашем городе.
О.З.: – Надо отметить, что бальные танцы как вид появились в СССР в 1957 году в рамках Всемирного фестиваля молодежи и студентов. Это был первый в стране конкурс, куда были приглашены западные пары, интернациональная судейская бригада. А наши с Владимиром танцы начались в 1967–1968 годах.
– Вы были парой?
В.З.: – Сначала мы танцевали каждый со своим партнером, а затем и вовсе разошлись по разным клубам: Ольга ушла к Тамаре Григорьевне Пичугиной, а я – к моему одноклубнику, другу, коллеге, впоследствии второму педагогу Вадиму Альбертовичу Елизарову. Сегодня это имя известно каждому, кто любит бальные танцы.
Елизаров – основоположник и руководитель единственного в мире Театра танца, в основе которого лежит именно бальный танец. Так вот, когда Ольга была на четвертом курсе, мы наконец-то встали в пару и начали заниматься под руководством Елизарова.
– Наверное, тогда вас считали революционерами, все-таки бальные танцы были не столь популярны в нашей стране…
О.З.: – Это мягко сказано. Бальные танцы запрещали! Нас вызывали на ковер в обком партии, где отчитывали за несоветское поведение.
Помню, однажды про нас написала одна из центральных газет: мол, эти люди насаждают в Саратове капиталистический образ жизни. А про танго, знаете, что писали? "Свой буржуазный танец они хотят навязать советскому народу"!
В.З.: – В 80-е годы были запрещаемые музыкальные коллективы – например, Андрей Макаревич со своей "Машиной времени". Вот такое же давление оказывали и на бальные танцы. Сейчас это смешно, а тогда было все серьезно. Но мы это любили.
О.З.: – Для нас это было красиво – и все.
В.З.: – Да, тогда бальные танцы еще были эстетикой, а сейчас в них мощная спортивная составляющая.
– Наверное, и танцы были другими?
В.З.: – Не то слово! Да что говорить, если посмотреть танцы десятилетней давности, то они уже сейчас кажутся примитивом. А так, как танцевали чемпионы мира по бальным танцам лет 25 назад, сейчас не танцуют даже юниоры, все стремительно ушло вперед.
Возвращаясь к 70-м годам, отмечу, что тогда у советских танцоров была своя собственная танцевальная программа. Если в мире танцуют всего десять танцев – пять из стандартной программы (венский и медленный вальсы, быстрый и медленный фокстроты и танго) и пять из латиноамериканской (самба, румба, ча-ча-ча, пасодобль и джайв), то мы танцевали еще и так называемую советскую программу: "Сударушку", "Русский лирический" и так далее.
Первые "золотаревцы"
– Танцы были для вас основной профессией?
О.З.: – Да вы что! Танцы были нашим хобби. И даже когда в 1982 году мы приняли решение набрать собственных учеников, мы продолжали работать каждый на своем месте.
В.З.: – Ольга преподавала в техникуме имени Яблочкова теоретическую механику, а я после окончания мединститута в 1977 году 25 лет проработал кардиологом в НИИ кардиологии.
– Как у вас на все время хватало: основная работа, тренерская…
В.З.: – А Ольга еще и подрабатывала: вела аэробику, давала мастер-классы по спортивной гимнастике. Мы вообще люди очень спортивные. Я, например, играл в баскетбол, да и сейчас не отказываю себе в этом удовольствии.
О.З.: – При этом мы до 1987 года сами продолжали танцевать и выступать на соревнованиях, шили себе костюмы.
– Где подглядывали идеи, когда был железный занавес?
О.З.: – Ой, это отдельная статья. Кинопленки, переводная литература, перепечатанные книги Алекса Мура, Вальтера Лаэрда...
Первую пленку привезли от Елизарова. Это было ужасное качество. Как только делали паузу, изображение начинало гореть, а нам надо было рассмотреть, перерисовать…
– Кто стал вашей первой звездной парой?
В.З.: – К двухтысячному году у нас появился первый общероссийский результат. Сережа Горбунов и Ира Власьева стали бронзовыми призерами первенства России в латиноамериканской программе. Такого результата саратовские танцоры еще не выдавали.
О.З.: – А потом они ездили на Открытый чемпионат Германии, где вышли в финал.
В.З.: – Вообще-то, это уже результат нашей работы в Доме творчества Кировского района, где мы обитаем с 90-х годов. А ведь когда мы работали в Городском дворце пионеров, наши ученики Анатолий Русин и Людмила Клепнева уезжали танцевать "формейшн" (ансамблевые соревнования. – Ю.Т.) в ансамбль Елизарова, в составе которого были финалистами чемпионата мира.
– Имена ваших учеников звучат сегодня по всему миру. Лиза Макеева, например, танцуя за Украину, стала вице-чемпионкой мира. Те же Тишова с Рыбалкиным – чемпионы России. В чем успех, по-вашему?
О.З.: – По полу много лазаем!
– Ноги ставите?
В.З.: – А куда без этого! Сделать пару конкурентоспособной – это огромный труд. Мы работаем и хореографами, и клоунами, и деспотами, и воспитателями, и психологами...
О.З.: – И не только с детьми, но и с родителями, бабушками, ведь, помимо того чтобы создать гармонию в паре, необходимо гармонизировать и отношения между родителями. Иногда шикарные пары разваливались из-за непонимания мамы и папы или разногласий между родителями мальчика и девочки.
В.З.: – Это командный вид спорта, хотя команда и маленькая.
– Тем не менее главные в этой команде – Он и Она?
О.З.: – Здесь главное, чтобы у партнеров было одно дыхание на двоих. Добиться этого – ой, как сложно!
– Однако вам это удается, и главное доказательство – очередь из желающих попасть в вашу команду.
В.З.: – Бальные танцы – это красиво и полезно для здоровья. Кроме того, у танцующего ребенка развиваются координация, чувство ритма, музыкальность.
О.З.: – А еще бальные танцы – это коммуникационные навыки. Человек учится выживать в коллективе: противостоять соперникам, доверять партнерам…
– А я думала, что только очень амбициозные родители отдают детей на бальные танцы.
– Современные родители – это отдельная тема. Мы же делаем ставку не на победы, а на общее развитие ребенка, и в этом, наверное, наш главный секрет успеха. Работать честно, с отдачей – и только тогда будет результат.