Конечно, каждому родителю хочется верить, что детское воровство – далекая от его семьи и окружения проблема. Однако статистика утверждает, что практически каждый ребенок хоть раз в жизни взял чужое.
Почему это происходит, как с этим бороться, и можно ли избавиться от проблемы? На эти и другие темы мы беседуем с детским психологом МАОУ "Гимназия № 1" Еленой ЕСЬКИНОЙ.
- Елена Станиславовна, начну с самого важного, на мой взгляд: что толкает детей на столь неблаговидный поступок?
- Главная причина подобного явления – неблагополучные внутрисемейные отношения. Существует масса всевозможных ситуаций, провоцирующих детей на подобные выходки: недостаток внимания (родители заняты только своими заботами, контролируя ребенка на "автомате", без эмоционального проявления интереса к его жизни); последствия психотравмирующих ситуаций (например, ребенок оказывается свидетелем семейных скандалов, разборок, алкоголизма, неуважительного отношения родителей друг к другу); "положение Золушки", когда ребенок чувствует, что он лишний в семье, особенно на фоне безграничной родительской любви к другому ребенку…
- …Но ведь нередки случаи, когда воруют залюбленные и избалованные дети.
- В любом случае, все, так или иначе, крутится вокруг одной точки, либо при недостатке, либо переизбытке внимания родителей. Что касается залюбленности, то здесь опять-таки причины не в самом ребенке, а в его воспитании.
Наиболее частая ошибка родителей - отсутствие последовательности: в одной ситуации ребенка наказывают, а в другой – "закрывают глаза" на проступок; когда папа разрешает, а мама запрещает; или когда действия родителей расходятся с делом (например, родители внушают ребенку, что "брать чужое нельзя", а сами приносят с работы то, что "плохо лежит").
Воровство ребенка может быть последствием вседозволенности, когда сын или дочь - кумир семьи: живя с мыслью "я самый лучший", дети не умеют считаться с мнением других людей, ориентируются лишь на свои желания и интересы.
- Какими мыслями и желаниями руководствуются дети, которые умышленно идут на такие поступки?
- Спектр причин детского воровства очень широк. Например, ребенок может подражать взрослым, копировать их поведение. Это, конечно не означает буквально, что родители воруют сами, либо учат детей это делать. Бывает, что, вернувшись из магазина, мама говорит: "Взяла сегодня кусочек сыра". Учитывая, что у маленького ребенка конкретное мышление, он слово "взяла", скорее всего, поймет буквально. А так как родители для ребенка авторитет, то раз мама "взяла", значит, и ребенку можно!
Халатное отношение к деньгам в семье также может подтолкнуть ребенка к воровству. В обеспеченной семье обычно никто из взрослых деньги особо не считает, они всегда доступны. У ребенка всегда есть карманные деньги. Но случается такое, что деньги закончились, а попросить их в данный момент у родителей по неким причинам невозможно (их нет дома или поссорился). Ребенок оправдывает себя тем, что родители и так бы ему дали, так зачем же спрашивать.
Еще одна из возможных причин - неблагополучие в семейной сфере, нехватка родительской любви, желание привлечь к себе внимание. Ребенок может взять у мамы из сумки деньги или какую-то вещь, но всегда таким образом, что пропажа легко обнаруживается. Сами деньги ребенку не очень-то и нужны. Воровство в данном случае, - способ обратить на себя внимание родителей, крик о помощи.
Поводом к совершению кражи может стать скупость родителей либо протест ребенка против их авторитарности. Не правы те родители, которые утверждают, что у их ребенка "все есть". На самом деле есть множество мелочей, так нужных ребенку для сиюминутного счастья, которые родители дать не могут или не хотят (исключение составляют сиюминутные желания-капризы детей дошкольного возраста).
К воровству ребенка может подтолкнуть желание отомстить кому-либо.
Воровство может быть способом самоутверждения, что является свидетельством психологического неблагополучия ребенка в среде сверстников: таким образом, он хочет обратить на себя внимание, завоевать расположение кого-либо.
Еще одной серьезной причиной воровства может стать вымогательство со стороны более старших детей. В этом случае родители должны защитить своего ребенка, пресекая любые попытки запугивания, шантажа. Важно объяснить ребенку, что он может в таких случаях обратиться к родителям, учителям за помощью.
- Факт кражи совершился. Как вести себя родителям? Наказывать, выяснять подробности?
- Ни в коем случае родителям НЕЛЬЗЯ устраивать истерик и скандалов, считать, что с малышом произошло непоправимое. Не нужно одобрять или проявлять безразличие к факту воровства; требовать от него публичного признания и раскаяния в содеянном. Не называйте ребенка вором, не сравнивайте с другими детьми или вами: "Вот я никогда не воровал. И в кого ты такой?". Не требуйте от него клятвы о том, что это была первая и последняя кража. Не обсуждайте поведение ребенка в присутствии посторонних.
Подобные реакции не только не решат проблему, но усугубят ее. Ребенок может замкнуться в себе, перестанет доверять взрослым и, возможно, будет продолжать воровать.
На заметку:
Часто, особенно если случаи воровства повторяются, говорят о клептомании. Но это ошибочное мнение, потому что по определению клептомания (от греч. "klepto" – похищаю, "mania" – безумие) – это психическое отклонение, проявляющееся в навязчивом, внезапно возникающем влечении к хищению вещей. Она является достаточно редким явлением. Этим заболеванием страдают около 0,05 % людей на всем земном шаре, при этом в детском возрасте оно практически не встречается.
Елена Еськина
С помощью воровства дети неосознанно пытаются восстановить утраченную связь с родителями. Совершив кражу, ребенок привлекает к себе внимание, пусть и негативное: когда наказывают, это все же лучше, чем когда вообще не замечают.
- Так что же тогда делать?
- Каждый конкретный случай воровства требует отдельного рассмотрения. В первую очередь, нужно подробно выяснить ситуацию. Многое будет зависеть от возраста ребенка и обстоятельств этого события, от причин воровства и мотивации ребенка.
Услышав, что ваш ребенок, что-то украл, постарайтесь сдержать эмоции, особенно, если ребенок находится рядом. Строго, но вежливо пообещайте во всем разобраться. Знайте: ребенок наблюдает за вашей реакцией. Чтобы не наломать дров, держите себя в руках, сохраняйте спокойствие и холодную рассудительность.
Как только успокоитесь, соберите как можно больше объективной информации о случившемся. Расспросите свидетелей. Например, если жертвой стал одноклассник вашего ребенка, не торопитесь бежать к его родителям, сначала побеседуйте с классным руководителем пострадавшего.
Не делайте вид, что ничего не случилось. Скажите ребенку, что знаете о его поступке и хотели бы все обсудить. Ни в коем случае не давите на ребенка. По возможности попросите, чтобы он сам, когда будет готов, все рассказал.
Нужно дать ребенку понять, как огорчает родителей то, что происходит, но лучше не называть происшествие "воровством", "кражей", "преступлением". Спокойная беседа, обсуждение чувств, совместный поиск решения лучше выяснения отношений.
Стоит обратить внимание, как ребенок сам относится к своему поступку – ему стыдно, он раскаивается, или считает, что все произошедшее - в порядке вещей. Если чувство вины отсутствует вообще, оценка родителей должна быть резкой и определенной: ребенок должен почувствовать, что такое поведение неприемлемо и осуждаемо. Можно высказать отрицательную оценку действиям ребенка, но не личности, с конкретным осуждением такого поведения. Необходимо рассказать о последствиях такого поступка в ракурсе переживаний и чувств человека, лишившегося любимой вещи, денег.
Помогите ребенку справиться с последствиями пережитого им стресса. Скажите, что вы гордитесь его мужеством, потому что признать открыто себя виноватым – это поступок. Если кража, которую совершил ребенок, была сознательной, расскажите ему, будто читали в газете, либо видели по телевизору репортаж о мальчике, который не смог найти в себе силы и вовремя признаться и так запутался в своих ошибках, что… Продолжение истории будет зависеть от впечатлительности вашего ребенка.
И главное, очень важно дать понять своему ребенку, что всегда можно рассчитывать на помощь родителей в трудной ситуации.
- Вопрос, который задал бы вам каждый родитель: как предотвратить подобное явление в семье?
- Ребенка надо научить сопереживать, задумываться о чувствах окружающих. Надо познакомить его с правилом: "Поступай так, как хочешь, чтобы поступали с тобой" и объяснить смысл этого правила на примерах из собственной жизни.
Ребенку необходимо нести ответственность за кого-то или что-то в семье – за младшего брата, за наличие в доме свежего хлеба, за поливку цветов и непременно, начиная с 7–8 лет, за собственный портфель, стол, комнату и т.д. Нужно постепенно передавать ему дела, делиться с ним ответственностью.
Знай!
Возрастные особенности детского воровства
• У ребенка 1-3 года еще не сформированы понятия "свое – чужое". В этом возрасте малыш еще не способен понять, что такое собственность, и поэтому уверен, что все в мире "принадлежит" ему. Формирование понятия "собственность" - задача родителей.
• Возраст 4-6 лет - дети уже в состоянии различать "мое" и "не мое", но им бывает трудно обуздать импульсивность своих желаний, что и может приводить к воровству.
• К 6-7 годам обычно формируется произвольное поведение, подчиненное внутренним социальным нормам. Но у некоторых детей с этим возникают трудности. Причиной могут быть особенности темперамента (повышенная активность) и временные невротические реакции на какие-либо психические травмы (развод родителей, переезд, поступление в школу), и серьезные психические отклонения (например, олигофрения).
• В возрасте от 8 до 10-11 лет у детей воровство часто бывает связано с недостаточным развитием волевой сферы: ребенку тяжело на свое "хочу!" самому себе твердо сказать "нет!".
• Для подростка 12-15 лет воровство - это уже осознанный шаг, а может быть, уже и вредная привычка.
Эффективным способом профилактики воровства является выделение ребенку карманных денег. Это не должны быть деньги на завтраки в школе, это должны быть личные карманные деньги, выдаваемые регулярно, которые ребенок может потратить по своему усмотрению. Собственные деньги воспринимаются детьми с большой ответственностью. Как правило, даже семилетние дети распоряжаются регулярно выдаваемой им суммой очень разумно, а лет с девяти начинают их копить на крупные покупки, что свидетельствует об успешном преодолении своей импульсивности. По мере взросления сумма должна расти.
Самой же лучшей профилактикой детского воровства является полное взаимное доверие между родителями и ребенком. В семье, где родители не лгут, дети отвечают им тем же, а воровство встречается редко.