Что дарить на крещение мальчику или девочке? Какие подарки ждут от крестных? Какой длины должна быть фата у невесты, если ей за 30? Как одеваться жениху для смотрин? И как вести себя на "золотой" свадьбе или на похоронах? Ответы на эти важнейшие для обывателя вопросы даст философская комедия французского тандема режиссера Станислава Рокета и литератора Алексиса Леприса "Правила поведения в современном обществе". Своеобразная пьеса-лекция современного французского драматурга, актера и режиссера Жан-Люка Лагарса состоялась в театре драмы при поддержке Французского Института в России, французского посольства и "Альянс Франсез – Саратов".
Жан-Люк Лагарс умер в 38 лет, поэтому по-настоящему прославился только после смерти. Сегодня этого неоднозначного автора считают ярким представителем новой волны европейской драматургии, его творчество изучают студенты, а пьесы ставят в современных театрах. Наряду с этим критики отмечают, что тексты Лагарса отличаются сложными построениями, отсутствием внешних действий и внезапными переходами от одного действия к другому. Впрочем, поклонники этого автора объясняют, что главное для драматурга не действие, а диалоги.
"Правила поведения в современном обществе" - одна из самых популярных пьес Лагарса. Автор написал ее незадолго до смерти под впечатлением одноименного учебника конца XIX века. Своеобразный свод правил на все случаи жизни обывателя, начиная от крестин ребенка и заканчивая правилами поведения на похоронах, драматург счел актуальным и в наши дни.
По словам Станислава Рокета, во Франции эта пьеса-монолог необычайно популярна, ее ставят как в оригинале с одной актрисой, так и с несколькими актерами. К примеру, в версии столичного российского молодежного театра главную и единственную роль в спектакле сыграла актриса Нелли Уварова. В версии Рокета 6 актеров – 3 пары из разных поколений. Такая творческая находка, по мнению авторов, позволяет лучше прочесть пьесу. Лагарса на Малой сцене театра драмы читают мэтры Игорь Баголей, Виктор Мамонов, Татьяна Родионова, Любовь Воробьева и начинающие артисты: выпускник мастерской Баголея Дмитрий Кривоносов и студентка СГУ имени Собинова Анастасия Белова.
Поставить "Правила поведения …" в Саратове французы решились не случайно. В прошлом году Станислав Рокет сыграл два моноспектакля в ТЮЗе. Саратов покорил его сильной культурой и молодежной энергией. Затем Рокет вместе со специалистом по творчеству Лагарса Алексисом Леприсом снова наведались в наш город. На этот раз они отсмотрели спектакли театра драмы, подобрали актеров для будущей постановки и провели первые репетиции.
Кстати, никто из артистов по-французски не говорит.
Справка СП ___
Станислав Рокет – актер, режиссер, хореограф.
Родился в 1984 году.
Имеет ученую степень по политологии, занимался современным танцем, клоунадой, импровизацией и вокалом.
В 2012 году номинирован на премию Жан-Жака Лерана, как театральное открытие года.
- Мы общались с помощью жестов, взглядов, тишины, - пояснил Рокет.
В очередной раз он и Леприс приехали в Саратов накануне премьеры, которую в нашем городе очень ждали. Премьерный показ в Драмтеатре посетили советник по культуре французского посольства в России Оливье Гийом и министр культуры области Татьяна Гаранина. Перед началом спектакля к зрителям вышел Станислав Рокет и поблагодарил всю совместную французско-саратовскую команду авторов.
Как и было обещано ранее, постановка представляла собой инструкцию, которую по очереди читали актеры. Текст сопровождался натуральными сценами. Неистово прыгающая на кровати Анастасия Белова под громкую музыку изобразила рождение человека, который автоматически попал под действие известных архаичных банальностей общества и испытал все радости и тягости этого процесса. Многочисленными "если" и "такое тоже случается" лекторы поясняли, как вести себя в той или иной ситуации. По ходу действия актеры периодически менялись ролями и изображали тех, кому адресовались правила: отец играл сына, мать - его невесту и так далее.
Отсутствие полноценного сюжета и интриги артисты спасали отличной игрой. Учитывая, что спектакль идет без антракта и длится более часа, это, действительно, было мастерством. Обещанный авторами тонкий французский юмор и бурлеск актеры также компенсировали собственной харизмой. Неподражаемый Игорь Баголей еще раз доказал, что настоящий артист создаст образ героя даже там, где его нет изначально. Неплохо на фоне мэтров отработали и молодые актеры, которых новаторская французская драматургия заставляла то и дело бегать по сцене и даже совершать акробатические трюки. Помимо блестящей актерской игры актеров в спектакле можно отметить музыкальное оформление Татьяны Цой, которое помогает скрасить просмотр в течение часа, и работу художника-постановщика Юрия Наместникова.
Подводя итоги от просмотра, остается добавить, что поклонникам творчества Лагарса, а также любителям комедий абсурда "Правила поведения в современном обществе", безусловно, подарят массу эмоций. К тому же в своем жанре спектакля-лекции постановка вполне динамична. Ну а тем, кто желает провести вечер за просмотром более легкого и увлекательного сюжета, лучше выбрать другой спектакль.