Золушка с будильником на руке, Фея с кучей вредных привычек, заядлый тусовщик Король и Принц, дарующий приглянувшейся ему гостье свой ботинок… – авторы спектакля призывают зрителей забыть все, что они видели и знали раньше, и открыть для себя совершенно новую "Золушку". Неожиданные находки, ироничный юмор, оригинальный музыкальный ряд и внешняя простота действия делают спектакль одинаково зрелищным для любой категории зрителей.
Премьера необычной "Золушки" состоялась в драматическом театре "Версия" 25 февраля февраля, а страсти не утихают до сих пор. Молодой режиссер, выпускник СГК имени Собинова (мастерская Татьяны Кондратьевой), актер Мурат Абулкатинов представил на суд саратовцев спектакль по одноименной пьесе Жоэля Помра. Известный французский антисказочник прославился тем, что не просто пересказывает знакомые всем сюжеты, но и погружается в психологию главных героев и объясняет их поступки. В итоге Красная Шапочка, Пиноккио и Золушка предстают в совершенно иных, неожиданных образах. Диалоги и действия в пьесах Помра зачастую абсурдны, и это придает им особый шарм и стиль. Тексты этого драматурга невероятно популярны в Европе, их ставят театры по всей Франции. Не так давно "Золушку" поставили в известном своей любовью к нестандартным пьесам молодежном театре "Практика" в Москве, а теперь и в "Версии".
В своей новой работе Мурат Абулактинов подобрал отличную команду молодых актеров. Среди них - лучшие ученики Александра Галко, Риммы Беляковой, Игоря Баголея и Антона Кузнецова. В сочетании с теплой и по-прежнему камерной атмосферой "Версии", которую не нарушил переезд в современный зал, "Золушка" получилась стильной и оригинальной.
Напомним, новый сезон труппа театра начала в новом доме – в помещении бывшего кинотеатра "Темп". Поэтому саратовцев ждет приятный сюрприз в виде уютного фойе и зрительного зала с мягкими комфортными креслами. Новая обстановка также позволила актерам "Золушки" беспрепятственно играть спектакль за пределами сцены. На протяжении действия главные герои расхаживают и даже пробегают по зрительному залу. Впрочем, в "Золушке" Абулкатинова оригинальна не только подача сюжета, но и пластика, игра и диалоги актеров. Особая роль отводится рассказчику, который появляется на сцене в образе полудемонического Шута под ироничную музыку американского уличного духового оркестра "Too Many Zooz".
СПРАВКА "СП". Мурат Абулкатинов
Молодой, но уже заявивший о себе режиссер Мурат Абулактинов обозначил жанр своего спектакля, как "кэмп-сказка". "Кэмп", как объясняют сами постановщики пьесы, - это эстетическое восприятие действительности с тягой к чрезмерной искусственности и, вместе с тем, к самопародии. В театре "Версия" Мурат с 2015 года, до этого успел поработать в Москве и даже сняться в кино. Зрителям он знаком по моноспектаклю "Я не помню тебя отдельно" по произведениям Марины Цветаевой и Пушкина со Светланой Никулиной в главной роли.
Спектакль начинается с рассказа о том, как одна очень юная девушка по имени Зоя теряет мать. Из-за подросткового максимализма героиня не слышит ее последних слов и впоследствии чувствует себя виноватой. Просьбу матери не забывать ее девушка интерпретирует по-своему. В качестве напоминания она носит привязанный к руке будильник, сигналы которого периодически напоминают ей, что пришло время подумать о матери.
В сказке Жоэля Помра много несоответствий с классическим сюжетом. Так, Зоя с отцом сами переезжают в особняк одинокой женщины с двумя дочерями. Будущая мачеха живет в необычном стеклянном доме, о стены которого постоянно разбиваются птицы. Зою селят в недоделанной полуподвальной комнате без окон и нагружают постоянной работой по дому. Героиня драит унитазы, убирает и без того стерильную квартиру новоиспеченной родни, собирает трупы птиц, и это ее вполне устраивает. Дальше события разворачиваются, как череда счастливых случайностей. Неожиданно Король приглашает всю семью на вечеринку по случаю дня рождения его сына. Мачеха решает, что это шанс зажить новой жизнью, и отправляется на бал. А Зоя, которая в новом доме получила прозвище Зола, встречается со странной Феей, которая появляется прямо из ее шкафа.
"Золушку" Помра неслучайно называют спектаклем-психоанализом и манифестом против человеческих комплексов. По ходу пьесы зрители начинают понимать, почему судьба Золушки сложилась именно так. Потакающий мачехе отец оказывается крайне нерешительным человеком, который тоже не может адекватно принять свое новое положение. Злая мачеха - это обычная, и, по сути, несчастливая женщина, которой приходится одной растить двух избалованных дочерей. Неудивительно, что ее раздражают воспоминания о бывшей жене будущего мужа. А сама Зоя, она же Зола и Золушка – обычный, озлобленный подросток с психологической травмой после смерти матери. Нежелание брать ответственность за свою жизнь, иллюзия, что кто-то другой может сделать нас счастливыми, – это тема, знакомая многим. Чувство вины, с которым живет Зоя, не покидает ее. Пытаясь уйти от реальности, она готова нагружать себя любой работой, но вот она знакомится с Феей и попадает на вечеринку к Королю.
В "Золушке" Помра нет привычной свадьбы и клятв жить в вечной любви и верности. "Happy-Еnd" здесь выглядит иначе. По мнению автора, двое людей с травмированным сознанием не могут построить счастливые отношения. Поэтому на данном этапе герои просто освобождаются от своих комплексов и становятся счастливыми. Сделать это Золушке помогает встреча с застрявшем в детстве инфантильным Принцем. Вместе они принимаю реальность такой, какая она есть, рвут с прошлым и обретают смысл жизни в настоящем.
Очевидно, что команда "Версии" добротно поработала над спектаклем. Музыка, декорации и костюмы выдержаны в том же едином полуабсурдном стиле. Не вызывает нареканий и работа актеров. Роль Золушки в пьесе сыграла выпускница мастерской Баголея Эллина Сорокина. Зрителям она знакома по роли Актрисы с собачкой в дипломном спектакле "Пули над Бродвеем". Принцем стал ученик Григория Аредакова Александр Демидов (Роджер в дипломной пьесе "Все в саду"). В остальных ролях заняты актеры "Версии" Анастасия Шаталина, Таисия Щербак, Надежда Червонная, Илья Слюдачев, Елена Петрова, Юлий Ридель и Александр Овчинников.