2019 год знаменательный для нашего района, ему – 95 лет. Так уж получилось, что круглые или юбилейные даты нашей школы совпадают с районными. Нашей школе – 55 лет. Вроде бы "дама" пенсионного возраста… но нет же! Еще все впереди! А мне хочется через серию статей напомнить о школе всем, кто в ней когда-то учился.
Герой фильма "Покровские ворота" с ностальгией вспоминает московские дворики, где все дружно соседствовали друг с другом.
А мне хочется вспомнить и оставить в памяти людей наш школьный двор. Он, как хранитель школьной биографии и биографии школьников, помнит робкие шаги первоклассников, цокающие каблучки туфелек выпускниц, резвый бег мальчишеских ног и нелегкие, тихие шаги учителей-ветеранов, которые всегда рады встрече со школой, двором и его обитателями.
В этом году ровно 50 лет, как я впервые вошла на территорию школы. И сама школа, и ее территория показались мне, семилетнему ребенку, просто огромной, но очень теплой и домашней. Сюда тянуло. Конечно, у каждого о школе свои воспоминания, у кого-то вообще ничего не остается в памяти, но я (в силу того, что вся моя жизнь связана именно с этой школой) держу в памяти многое.
В нашем школьном дворе росли березы, они образовывали как бы периметр, и по нему стояли скамьи. Нам очень нравилось в сухую осеннюю пору, в погожие весенние дни приходить задолго до занятий и просто общаться. Когда мы стали учиться в первую смену, от этих скамеек уже ничего не осталось.
Вообще на школьном дворе всегда было много учеников. Юноши-старшеклассники собирались возле забора, девушки стояли отдельными группками, все в форменной одежде, а мы, среднее звено, азартно прыгали через скакалку. У каждой девочки в портфеле были резиновые скакалки или жестяные баночки, наполненные песком для игры в подпиналы. Чуть позже в портфелях появилась шнуровая резина, чтобы прыгать уже в резиночку. На переменах в хорошую погоду двор был полон. Под руками всегда был мел, чтобы начертить на асфальте классики и прыгать из клетки в клетку, если не получилось занять очередь в резиночку или скакалку. Ну а если не было настроения активно двигаться, можно было пройтись по саду. Старшие, предчувствуя скорый звонок, чинно удалялись на уроки (у них были часы), а мы со звонком стремглав летели в класс, румяные, взлохмаченные и счастливые.
Первые поколения выпускников помнят, как они разбивали школьный сад, более поздние помнят, как под руководством Марии Диановны Булычевой (ныне покойной) на уроках сельхозтруда мы натягивали ровненько шнур и по нему секатором равняли сирень под окнами, акации, что росли вокруг аллей. На них тогда стояли скамьи, в центре сада была разбита круглая клумба, а вокруг – четыре лавочки. В мае на уроках, наверное, природоведения, биологии, географии, материал изучали в саду на этих скамьях.
В середине 70-х в школьном саду появилась скульптура. Это была скульптура, которая ранее стояла на разъезде и символизировала дружбу монгольского и советского народов, она изображала двух девушек и была установлена в честь фестиваля, который проходил в селе Манжерок. Эта скульптура сначала стояла около забора. Позже ее попытались поставить в центр, но что-то не получилось, и ее оставили около клумбы. К середине 80-х скульптура уже значительно пострадала от погодных условий, от хулиганских рук, и в один из субботников юноши моего класса совершили попытку ее убрать, но им удалось убрать только валявшуюся на земле голову одной из девушек, и то с огромным трудом это было сделано (ну очень тяжелая!) Аркашей Шипицыным, Сергеем Бердниковым, Димой Буньковым, Сашей Алехиным и другими.
На школьном дворе, где сейчас стоит памятник героическому экипажу сторожевого корабля "Туман", было множество сараев. Они были косые, кривые, и в них хранилась старая школьная мебель, хозяйственный инвентарь, да и вообще, наверное, много всего, необходимого в школьном хозяйстве. Конечно, это не украшало двор, но мы были привычны именно к этому пейзажу.
Школьный стадион всегда находился на своем месте. Но моя детская память хранит, что на его территории располагалось бомбоубежище и мы в своем далеком детстве туда лазили. У меня так и стоит перед глазами эта картина – ступени вниз, под землю, бревенчатые стены и вдоль них скамьи и мусор.
Школьный стадион всегда был местом притяжения подростков. Там, где сейчас стоят турники, лесенки и прочее, была прыжковая яма, были вкопаны скамьи, а границы стадиона окаймляли березы. В тени берез и уроки проходили как-то веселее. В середине 80-х там даже появились качели.
Стояли футбольные ворота, была натянута волейбольная сетка, и, уже повзрослев, мы вечерами приходили сюда с гитарами, иногда кассетным магнитофоном, бадминтоном, обычным резиновым мячом, кто-то приезжал на велосипеде. И так проходил вечер, но только до 21.00. Кто-то перебирал струны гитары, кто-то подпевал, кто-то играл в пионербол, в бадминтон, каждому находилось занятие.
Зимой старшеклассники заливали каток и носились там с шайбой. По выходным, если каток был засыпан после снегопада, приходили и чистили его. Труд еще никого не испортил.
Рядом со стадионом находится деревянный дом на два хозяина. Теперь, наверное, очень многие забыли, что это тоже была школа. Когда учились мы в конце 70-х, с одной стороны был кабинет труда, и там еще проходили уроки НВП (начальной военной подготовки). Позже там обустроили кабинет труда (технологии) для девочек. С другой стороны находилась школьная библиотека, а до этого было общежитие для молодых специалистов.
В школе был пришкольный участок, и в конце его, почти у забора детского сада (сейчас это территория детского сада "Колосок"), стоял сарайчик с инвентарем. Обязательная летняя практика на школьном огороде – прополка, прореживание, поливка. Но до этого весенние полевые работы, опять под руководством незабвенной Марии Диановны – копка огорода, отбивка гряд и междурядий, и сейчас понимаешь, как многому она нас научила. Этого хватило на всю оставшуюся жизнь. Но особое восхищение на огороде, кроме ровнейших грядок, вызывали вощеные таблички с надписями культур и опытов. А вдоль дорожки, что вела к сараю с инвентарем, – цветы. Как это было красиво!
За этим небольшим сарайчиком была огороженная площадка. Там располагались стол, скамьи, флюгер, барометр, какое-то приспособление с ведром наверху. Это была географическая площадка. Там у нас проходили уроки географии по определенным темам. Было очень интересно. Мне запомнился урок, на котором мы определяли "розу ветров".
Почему-то врезалась в память картина, когда весной вода зашла на школьный огород, мальчишки то ли сделали плот, то ли использовали для этого какую-то дверь, но катались по огороду, отталкиваясь длинными палками от земли.
Через огород вела дорожка к старому зданию детского сада "Колосок" (сейчас это жилой дом), там располагался один из филиалов начальной школы. Другой филиал начальной школы находился на первом этаже трехэтажного здания "Науки" (сейчас там мировые судьи). Третий филиал был на первом этаже конторы ОПХ "Чуйское" (сейчас пивной магазин). Привычной была картина, как на одной из больших перемен "ручейками стекались" ученики начальных классов в общую школьную столовую. Впереди спешащие учителя, а за ними – ребятня. Иногда ученики обгоняли своих учителей. Шум в столовой стоял неимоверный.
В 1977 году на территории школы появились два корабельных якоря с цепями и гранитные валуны. Мы не знали, кто и зачем их водрузил на нашем школьном дворе. Я думаю, что для многих поколений наших выпускников их история осталась неизвестной. Про якоря знали, видимо, только те, кто непосредственно занимался их историей, вел поисковую работу. Якоря и не воспринимали как памятник. Ребятишки на них просто играли.
Сегодня это полноценный памятник, который был реконструирован по инициативе председателя региональной общественной организации "Русское вече" Республики Алтай Павла Ивановича Муштаева. Его инициатива была поддержана депутатами Майминского сельского поселения и главой (выпускником нашей школы 2001 года). Сергей Леонидович Шеверев дал "добро" на его реконструкцию. Сегодня памятник обрел новую жизнь. Он собирает не только школьников, но в День Победы и в День Военно-морского флота сюда приходят жители села, чтобы почтить память погибших моряков.
А еще школьный двор – это, конечно же, линейки! 1 сентября и 25 мая двор "утопал" в цветах. Эта традиция жива и поныне. Но с каким замиранием сердца мы поднимали правую руку в салюте, от души произнося слова: "Всегда готов!" в ответ на призыв старшей вожатой: "Будь готов!"
А какой восторг и зависть вызывала знаменная группа в пилотках, белых перчатках, с лентами через плечо, несущая развевающееся красное знамя под барабанную дробь и переливы горна! Это прекрасное время, которое хранит человеческая память не одного поколения. А в знаменной группе красивые юноши и девушки.
В зимнее время, после уроков, на школьном дворе играли в "знамя". Знаменем, как правило, был чей-либо портфель. И две команды, у каждой свое "знамя", пытались этот портфель стырить. Играли в ручеек, догонялки, да просто куряли друг друга в снегу.
Школьный двор – это тоже школьная жизнь, но другая, может быть, даже более важная в какое-то время. Здесь узнаются первые слова ненормативной лексики, здесь передаются тайны кто с кем дружит и кто кому нравится, здесь узнаются и подробности взрослой жизни, здесь проявляются симпатии и антипатии. Так было и так будет.
К 45-летию школы наш выпускник Олег Алексеевич Кулигин, будучи главой Майминского сельского поселения, сделал нам шикарный подарок – выделил деньги на то, чтобы вымостить двор плиткой, поставить забор из профильного железа и фонари. До этого двор был просто заасфальтирован (последний раз году в 1987-м). Прекрасно помню, как под руководством Юрия Алексеевича Кочергина юноши его класса Женя Асканаков, Руслан Ниязов, Андрей Филиппов и другие носили асфальт, укладывали его и прикатывали.
Сегодня на школьном дворе никто не расчерчивает классики, не прыгает на скакалках. Нынешние дети не знают наших игр. На переменах они сидят в своих айфонах, общаясь таким образом даже со своим соседом по парте. Время диктует свои правила жизни. Когда-то и они поймут, что нет ничего ценнее человеческого живого общения глаза в глаза. Школьный двор давал такую возможность.