Изначально, в соответствии с уровнем интеллектуального развития общества, закладывались и развивались традиции, способствующие крепкому здоровью членов общества, росту их интеллекта, комфортным условиям проживания. Восприятие структуры, хранящей традиции окружающими общественными формированиями и окружающей средой, в значительной степени зависит от эпохального развития общества, качества традиций, способствующих его развитию, в том числе экономическому.
Традиции не появляются сами по себе, они, как правило, вырабатываются членами активного поколения, действующего в тот или иной период времени.
За 120 лет деятельности жителей д. Красный Ключ условно можно разделить на следующие активные поколения:
- первопроходцы и основатели д. Красный Ключ;
- жители времён революции, гражданской войны, коллективизации и раскулачивания;
- довоенное строительство общественной жизни деревни;
- годы Великой Отечественной войны;
- послевоенное строительство;
- эпоха Горбачёва, Ельцина, рыночной экономики и глобализации.
Поколение первопроходцев, используя опыт русского народа, заложило основные традиции по выбору комфортного места проживания и экономического развития Красного Ключа. Были определены географические ориентиры всех угодий, пригодных для пашен, сенокосов, лесных массивов, источников воды. Так до сих пор сохранились названия: Сосновый Мыс, Митяжка, Сметанка, Хвальков Мыс, Кочемазов Лог, Осиновая, Шабовичев Мыс, Елань, Каменка и многие другие места. К основным угодьям были обустроены дороги силами общественного строительства и ежегодного ремонта. В самом начале создания населённого пункта были определены так называемые "Красные места", вершина горы Каменка, площадь у конторы, здесь были установлены православные кресты. Впоследствии на Каменке планировалось соорудить часовню, а на площади построить Православную церковь и церковно-приходскую школу, но успели установить только триумфальную арку.
Строительство деревни велось согласно планировочным решениям, самой протяжённой была улица под названием "Большая", основных улиц было 5.
Каждый хозяин в пределах своей территории создавал сооружения для отвода талых и ливневых вод, содержал подъездной путь к своему двору. Улицы были зелёными, все ездили только по дорогам, мосты имели тротуары и перила.
Особо хочется отметить использование водных ресурсов. На территории Красного Ключа насчитывается не менее 7 источников чистой пресной воды и на территории Красноключинских угодий – дополнительно примерно такое же количество. И спаси господь того, кто был замечен даже в неумышленном загрязнении источников воды. Поистине действовала традиция: "Не плюй в колодец, пригодится водицы напиться". Центральным источником воды была и остаётся река Езагаш. Вот и было в Езагаше и его притоках-ручьях изобилие рыбы: хариус, ленок, налим, таймень, тогун, пищуга и др. В Езагаше купались дети и взрослые, излюбленным местом были "Маланьина яма" и "Поцепнёв плёс".
В окрестностях Красного Ключа действовали 3 мельницы, одна из них была установлена на реке Уртень – притоке Езагаша. Дома строились добротные, всего в это время насчитывалось не менее 350 дворов. Входные двери на замок запирались только при длительном отсутствии хозяев. При каждом дворе был палисадник, где цвели цветы, в том числе и мак, а наркоманов не было, это было не в традиции.
Всем жителям хватало работы: ранее мы перечисляли, чем занимались красноключинцы: животноводство, выращивание зерновых, даже просо и гречка, овощей; особое место занимало производство саней, телег, сельхозинвентаря и различной тары.
Особенным достоянием этого поколения, кроме активного труда, был и активный отдых. Ежедневно собирались на гулянья: летом это танцы и хороводы на площади, зимой вечеринки по домам. В то время и появилась частушка:
Я Кумырку не люблю,
Огур ненавижу,
А весёлый Красный Ключ
Через горы вижу.
К сожалению, автора этого четверостишия не удалось установить.
Но труд и активный отдых делали жителей Красного Ключа дружелюбными не только к своим землякам, но и к жителям соседних деревень.
Пьянство среди жителей сельской местности в те годы считалось позором, злом, с которым боролись всем обществом. С организацией застолья отмечались праздники: Рождество, окончание сельхозработ. Пасха и Троица уже выпадали на период сельхозработ.
Отдельные традиции у жителей деревни действовали на подсознательном уровне: никто не мог позволить себе роскоши проехать на лошади по засеянному полю, даже до появления всходов.
Конечно, большинство традиций, связанных с трудом и отдыхом, были переняты, как называли местные, в Расее. Традиция трудиться с детства позволила красноключинцам безбедно жить в суровых условиях Сибири. В деревне практически не было нищих, безработных, попрошаек. Работы хватало всем. Поэтому в Красном Ключе насчитывалось не менее трёх гуртов крупного рогатого скота, табуны лошадей, овцы и другая живность. Пойма реки Езагаш и выпаса были заполнены домашними животными и птицей. В те времена был большой дефицит сенокосных угодий.
Поколение времён революции и гражданской войны, раскулачивания, коллективизации испытало на себе обострение взаимоотношений между сословиями зажиточных, середняков и бедных. У жителей из числа бедных и середняков появилось желание уравняться с зажиточными. Но особо острых конфликтных ситуаций было немного. В столь большом населённом пункте было раскулачено и выселено не более 5–6 семей. Однако в колхоз вступали с оглядкой, оставив за собой право вести на своём подворье индивидуальное хозяйство. В этот трудный отрезок времени для всей страны красноключинцы не утратили важные традиции трудиться, дружить и активно отдыхать.
Одной из важных особенностей для жителей сельской местности, при переходе к коллективному ведению хозяйства, они сохранили сезонный подход к выполнению основных сельскохозяйственных работ.
В годы перед началом Великой Отечественной войны укрепилась традиция коллективного труда на всех видах сельскохозяйственных работ. Были созданы три основные полеводческие бригады, подразделение овощеводства, птицеводства. Животноводство было особым подразделением, которое ежедневно поставляло свою продукцию на государственный рынок. В больших объёмах изготавливались расходные материалы: канат, веревка, дёготь, смола, известь, сельхозинвентарь, вплоть до конской упряжи.
Всё производимое требовало учёта, определения качества, оплаты труда, поэтому появилась сельская интеллигенция.
Среди коллективов зародилось соревнование, что способствовало развитие всех форм социалистического труда. В эти годы в Красном Ключе появились первый трактор и первый прицепной комбайн, за которыми в деревню пришла новая профессия – механизатор. Эти годы можно назвать годами стабилизации трудовых и культурных традиций. В Красном Ключе даже был свой оркестр, музыканты играли на таких "экзотических" инструментах, как гусли, балалайки, скрипки.
Для красноключинцев война началась в 1938 году – на Дальнем Востоке, озеро Хасан, у реки Халхин-гол (1939 год). На их долю выпала и финская война (1939 год). А в 1941 году началась Великая Отечественная война с фашисткой Германией. Некоторым жителям Красного Ключа довелось участвовать во всех этих войнах и дойти до Берлина.
Массовый призыв жителей Красного Ключа начался в 1941 году. С началом Великой Отечественной из мужского населения в деревне остались только старики да подростки. Ресурс трудового населения уменьшился в 2 раза, но план госпоставок продукции не сократился. Поэтому были мобилизованы все силы, работали в дневное и ночное время, на прополку полей, уборку сена, овощей привлекались школьники, начиная с 1-го класса. Молодые девушки: Шура Самойлова, Антонина Сметанкина, Шура Апанович и другие работали на тракторах и комбайнах. Молодые солдатки метали сено в стога ручными вилами, пахали поля на коровах, заготавливали деловую древесину в тайге, строили и ремонтировали дома. Все годы войны труд в колхозе практически не оплачивался. В полеводческих бригадах было введено разовое питание за счёт колхоза. В основном выживали за счёт личного подсобного хозяйства, до сих пор вспоминается хлеб из листьев щавеля и боярышника и печенье из картофеля.
Взрослевшие подростки уходили на войну: их обучали стрельбе и строевому шагу прямо на окраине деревни, занятия вёл вернувшийся с фронта после ранения Михаил Шабович. Большой отток молодого поколения производился в фабрично-заводскую школу (ФЗО) в Красноярске, эта молодёжь впоследствии не вернулась в деревню. Происходил постоянный набор в трудовую армию как парней, так и девушек, бойцы которой работали даже в Монголии и Туве.
Все ждали победного окончания войны, но после дня Победы 9 мая 1945 года наступили два года победного голода, которые очень тяжело дались красноключинцам. За годы войны и послевоенного голода выработались и закрепились традиции коллективного выживания, терпения, взаимовыручки, сострадания – и за это честь и хвала красноключинским женщинам.
Вернувшиеся с войны фронтовики яро взялись за работу в колхозном и домашнем хозяйстве. В сезон полевых работ техника работала круглосуточно, только погодные условия могли нарушить этот ритм. Но сохранить численность населения, которое в годы войны начало интенсивно сокращаться, не получалось, на то были объективные причины. Растущий уровень механизации сельского хозяйства активно вытеснял ручные работы, отпала необходимость кустарного изготовления сельхозинвентаря, молодёжь потянулась на учёбу в город, а также в поисках более размеренной и устроенной жизни.
Реформы Н.С. Хрущева по раскрепощению женщин и выравниванию уровня жизни между деревней и городом ещё более усугубили экономические условия в деревне. В 60-десятые годы оказалось, что колхоз им. Крисина не может обеспечить стабильную поставку продукции по госзаказу, а также обеспечить возрастающий уровень жизни колхозников, и он был переведён в систему совхозов. Вместе с благом получать заработанные деньги 2 раза в месяц пришёл нормированный 8-часовой рабочий день. А это уже недопустимая роскошь в условиях рискованного земледелия при производстве сезонных работ. Постепенно начали утрачиваться трудовые традиции, традиции бережного отношения к окружающей среде.
Переход к рыночной экономике ведения хозяйства не помог решить красноключинцам проблемы, и практически мы получили то, что в настоящее время имеем. Это порядка 30 подворий практически без подсобных хозяйств.
В чём причина такого упадка экономического состояния деревни, культурного и материального уровня? В первую очередь современный житель должен иметь комфортные условия проживания: жильё со всеми удобствами, дороги, медицинское обслуживание, школу, достойную работу, культурный досуг, то есть то, чем живёт современный человек, хранитель традиций.
Деревня Красный Ключ, как населённый пункт, держится за счёт уникального географического расположения. Одни источники пресной воды представляют собой неоспоримую ценность, сохранить их для потомства это благородная обязанность нынешнего активного поколения, это трудная, но решаемая задача.
Для такого уникально географического места, как исток реки Езагаш необходимо управление одним хозяином или одним общественным образованием. В таких местах легко допустить грубейшую экологическую ошибку, последствия которой могут исправляться десятками лет и более. Показателен случай с вырубкой ельников в пойме Езагаша.
В годовщину 120-летия со дня образования деревни хочется отметить огромный вклад коллектива учителей школы всех времён в сохранение трудовых и нравственных традиций жителей деревни. Отметить и пожелать здоровья представителям семейных кланов: Апановичей, Артимовичей, Берняковичей, Белодедовых, Ботвичей, Бутриных, Гладких, Грушевских, Демишковичей, Жабровичей, Зверюгиных, Ивановых, Каркоцких, Косенко, Кривальцовых, Леоновых, Ляхов, Подголовых, Петрученя, Прокопьевых, Раковичей, Селениных, Саковичей, Стреж, Томилиных, Хвалько, Хмельницких, Черепенько, Сычевниковых, Шаранговичей, Шабовичей, Яхимовичей. (Прошу прощения, если не упомянул ещё кого-то). Все они на протяжении многих лет сохраняли и продолжают хранить лучшие традиции Красного Ключа.