Дороги разбиваются, но их восстановление хотя и предусмотрено - все равно, за все нужно бороться, весь ущерб приходится доказывать.
В кои-то веки нам обломился кусочек большого "пирога" - федеральной стройки: на нашей территории "Транснефть" сооружает перекачивающую станцию. Но на то мы и бедняки - неудачники: дохода не получили, зато наш район буквально лишился части дорог, бывших и без того достаточно условного качества. На то, чтобы превратить их в непроезжие, многотонным грузовикам понадобилось несколько месяцев. Люди кроют недобрыми словами администрации - местные и районную. Чиновники, в своем кругу, тоже далеки от литературного русского: ведь ездят этими же дорогами. Но собственник этих дорог - не район.
Совещание, прошедшее 2 августа в администрации района, охватило наиболее важные и критические, с точки зрения безопасности и транспортной доступности, дорожные проблемы.
В повестке дня значились вопросы: обеспечения безопасного проезда автомобильного транспорта на период вывоза бетонных плит с аэродрома "Орловка", конкретно - автодорога Серышево-Сапроново-Новокиевский Увал (км 0+000 - км 6+000; км 12+000 - км 27+000);
ремонт и содержание участков автомобильных дорог, используемых для доставки грузов на строительство НПС - 26 и НПС - 27 (нефтеперекачивающих станций), конкретно:
автодорога Серышево-Белогорск, км 3+000 - км 8+300; км 9+700 - км 16+000; км 19+700 - 23+000;
автодорога, проходящая по ул. Советская - Садовая с. Борисполь; автодорога "Серышево - Белогорск - Широкий Лог от с. Хитровка до федеральной трассы "Амур";
обеспечение проезда автомобильного транспорта на период проведения ремонта моста на 0+200 автодороги Серышево - Введеновка.
В совещании приняли участие представители предприятий по обслуживанию дорог, ОГИБДД ОМВД России по Серышевскому району, прокуратуры района, организаций, осуществляющих перевозки (либо тех, для нужд которых это делается), главы поселений - Фроловского, Озерненского, Украинского, Лермонтовского, пгт Серышево, сотрудники администрации района.
Обсуждение было бурным, достаточно эмоциональным. Какие-то вещи, очевидные для нас, местных жителей, для приезжих - представителей разных организаций - таковыми вовсе не выглядели.
Для примера - разговор, состоявшийся по первому вопросу. Фото разбитой дороги Серышево - Украинка вы можете видеть ниже; но одно дело - видеть, другое - ехать. Состояние дорожного полотна, как выразился глава района О.В. Кирдун, - ужасно.
Одной из основных причин этого называют, как следует из формулировки вопроса, перевозку военными большегрузами бетонных плит из Орловки. Предложений для исправления ситуации - два: или "Амурупрадор", на балансе которого находится эта дорога, увеличит финансирование на ее содержание, или военные пускают по маршруту свой грейдер.
Представитель в/ч 62266, и.о. заместителя командира по тылу Ю.С. Гора сообщил, что в настоящее время маршрут следования КамАЗов, перевозящих плиты, - от КПП Орловки через КПП Украинки (в/ч 27835), т.к. они завозятся в гарнизон; позднее возобновят подвоз в городок. Таким образом, подытожил представитель авиабазы, военные к ухудшению состояния участка Серышево - село Украинка отношения не имеют. К тому же, общий вес груженого КамАЗа не превышает 16 т (автомобиль - 6 тонн + 2 плиты по 4 тонны каждая), поэтому с "Фотонами" - сорокатонниками, их не сравнить.
"Но "Фотоны" по дороге мимо Верного и не ездят! - парировала глава сельсовета В.Н. Панченко.- Они идут по федеральной трассе, зато военные КамАЗы - ходят регулярно. При этом и скорость под сотню км, и дорогу легковым не уступают - едут по самым удобным участкам дорожного полотна, ими же разбитого. По дороге на село Верное, после прохождения грейдера, без проблем можно проехать в течение 2-4 часов, не более".
К тому же, дорога от районного центра до Украинки была такого качества, что ей и меньшего хватило, чтобы превратиться в опасную для автомобилистов.
Генеральный директор ООО "ДЭП №192" В.В. Карпук дополнил: "Не соблюдают ограничения по скорости, а это могло бы поберечь дорогу".
Первый заместитель главы района А.В. Рубан задал очень обоснованный вопрос - "А какие меры принял собственник дороги - ГКУ АО "Амурупрадор"?
Начальник отдела эксплуатации и ремонта автомобильных дорог этой организации К.А. Половайкин ответил в том смысле, что у организации нет возможности влиять на военных, но такой ответ не устроил даже их представителя: "Мы такие же автомобилисты, подчиняемся правилам и ОГИБДД. Ставьте знак ограничения скорости", - сказал С.Ю. Гора; правда, усомнился попутно, что скорость КАмАЗов превышала 75-80 км в час.
Выяснилось также, что регулярно наличие разрешения на перевозку грузов сотрудники ГИБДД не проверяют, и необходимость такой проверки глава района потребовал внести в протокол совещания, касательно всех автомобилей - большегрузов, не только войсковых.
С этим трудно спорить, ведь строительство МПС-26 и МПС - 27 потребовало перевозки тысяч тонн песка, песчано – гравийной смеси и скального грунта, и все эти тысячи перемещены по нашим многострадальным дорогам. Особенно досталось отрезкам от хитровского карьера до Поляны и от Поляны до Серышево. Последний - вообще боль и стон: "парадный въезд" в районный центр, может быть, единственная дорога, за которую не было стыдно, разделила участь своих гравийных сестер, разбитых и растоптанных.
А.С. Саламатин, гл. инженер ООО "Белогорское дорожное управление", оценил ситуацию этого года по нашим дорогам как шокирующую. Говоря об участке 23 +000 автодороги Серышево - Белогорск, отметил, что дальнейших перевозок грузов для НПС - 26 он не выдержит, а финансов на приведение дороги в нормативное состояние нет. "Возможно, осенью что-то удастся сделать, но пучины даже трогать не будем".
В.В. Карпук напомнил, что в марте текущего года "ДЭП №192" совместно с "Транснефть" сделано освидетельствование дороги Серышево - Украинка. На участке км 6+100 там поврежден мост, он непригоден для проезда большегрузов; в связи с этим Виталий Валентинович предложил представителям "Транснефти " и "Амурупрадора" составить акт дефектовки и заключить договор на ремонтные работы. После обсуждения, наиболее приемлемым решением по мосту признано строительство объездной дороги и, поверьте, обсуждение это было непростым. (По состоянию на 7 августа, движение по мосту открыто, он пригоден для проезда).
Сотрудники ГИБДД, в свою очередь, напомнили о мостах автодороги на Белогорск, которые после ЧС 2013 г. были восстановлены по временной схеме - да так и остались: "Они будут разрушены окончательно, если перевозка грузов по ним продолжится.
Нагрузка должна быть уменьшена".
А.А. Полищук - начальник штаба НПС -26 и Э.Л. Гиниятуллин, - начальник участка строительства "Спецстройсервис", заказчик и подрядчик строительства соответственно, держались с олимпийским спокойствием, но, надо отдать должное, были готовы к сотрудничеству: "Будет акт дефектовки, мы его рассмотрим. Если подтвердится, что дороги разбиты нашим транспортом - наймем подрядчика для ремонта или выплатим компенсацию".
К 7 августа стало известно, что еще 5 тыс. кубометров скального грунта предстоит доставить к месту стройки до 15 августа, после этого подрядная организация, победившая по конкурсу, приступит к ремонту участка автодороги Серышево - Украинка км 0+000 - 6+000. Новость хорошая, но, все же, неплохо было бы знать определенно, предусмотрены ли нефтяниками финансовые средства на реанимацию наших дорог, ими используемых? Точное знание, как минимум, сберегло бы нервы серышевцам и снизило общественное возмущение.
Заместителя прокурора района Л.Ф. Ильину, глав поселений и начальника отдела образования Т.В. Краснобаеву дорожная ситуация волнует еще и с точки зрения подвоза школьников в учебные учреждения.
Приемка школьных маршрутов, запланированная на эту неделю, отложена - как минимум, на следующую: нечего принимать. И определенного ответа, когда же все будет готово настолько, что автобусы с детьми выйдут на линию, не получили.
Дорога на Белоногово - это тоже школьный маршрут, не считая, что это путь на службу для военнослужащих и гражданского персонала, и связь с миром для жителей села. В тот же день удалось договориться об открытии одной половины моста для движения легкового транспорта (сейчас проезд по мосту вновь закрыт).
В понедельник "легковушки" уже проезжали по объездной, затопленной прежде, дороге - уровень воды заметно упал. Но вновь обещают дожди, и что делать тогда? О.В. Кирдун, А.В. Рубан, глава Озерненского сельсовета А.С. Сергиенко настаивали на сооружении перемычки над наиболее низкой точкой этого объезда, но с инженерной точки зрения сделать это непросто. На 7 августа ситуация такова: подрядчик ООО "СтройЛидер" (руководитель Каган Н.А.), планирует отремонтировать мост до 1 сентября, в случае подъема воды - проезд будет осуществляться по прежней схеме: легковым авто откроют одну полосу для движения, а грузовые пойдут в объезд.
6 августа подрядная организация приступила к очистке и углублению обводного канала вокруг поселка.
Это далеко неполное изложение всего, о чем было сказано на совещании, и проблемных дорог в ходе него было названо больше, в том числе и на территории Лермонтовского сельсовета. В понедельник организация, хозяйствующая на территории, начала приводить в порядок дорогу Пушкино - Лиманное.
...Ситуация по дорогам нашего района изменяется ежедневно, к следующей неделе может измениться очень заметно. Обновленную информацию читайте в очередном номере газеты.
А. Кламбоцкая.